РАБОТА СОЗНАНИЯ В ПРАКТИКЕ «КАТА»

Бой в «ката» соответствует некоему идеальному варианту – оптимальная дистанция, заранее известный тип и уровень удара противника и совершенная контратака. Таким образом, в ката отбрасывается стрессовое состояние и неожиданность действий противника, что позволяет чисто и безошибочно прорабатывать технические действия: формы шага (стойки) – 立ち 【Тачи, положения тела и рук - 構え形【Камаэгата,  перемещения - 転身【Тэнсин, уходы с линии атаки - 体捌き【Таисабаки, удары и ногами- 突き技【Цуки вадзаи -  蹴り技Кери вадза.

Работа в таком режиме при многократном повторении одного «ката» подводит к состоянию «боевого транса», описываемого различными измененными состояниями сознания (см. «Пути работы сознания»).

Великие мастера боевых искусств неустанно повторяли своим ученикам: «Ката () - это коаны (公案) каратэ». Эти слова раскрывают значение термина «ката» через сопоставление его с одним из важнейших элементов тре­нинга в дзэн-буддизме.

Дословное значение термина - 公案【Коан  (кит.: «гуан-ань») - «публичный отчет». Слово «гуан», или «всеобщий», означает, что гун-ань кладёт конец частному пониманию; слово «ань», или «запись случаев», означает, что они находятся в соответствии с Буддами и Патриархами – т.е. «истинны».

 Когда человек не может самостоятельно решить свое дело, он обращается в суд, где судья на основе записей прецедентов выносит решение по его делу. Так же и в случае с гуан-ань. Если чаньский адепт не может самостоятельно разрешить какую-либо духовную пробле­му, достичь озарения, он обращается к наставнику, кото­рый при помощи гуан-ань (то есть записи прецедента «озарения») помогает ему в этом.

Таким образом, коан фиксирует просветление адепта, практиковавшего Дзэн ранее

Слово «ката» может записываться двумя разными иероглифами. Первый - 型【Катаимеет значения «шаблон, трафарет; модель, фасон; обыкновение, традиция», а второй - 形【Ката - «форма, вид».

Если рассматривать ката каратэ как аналог дзэнского коана, то по аналогии они тоже должны фиксировать состояние озарения. И действи­тельно, ныне широко известна идея, согласно которой древние, традиционные ката были смоделированы масте­рами по ситуациям реальной схватки с несколькими про­тивниками; они фиксируют озарение мастера и технику боевых приемов, реализованных в состоянии озарения в смертельном поединке,

Таким образом, ката - это фиксация озарения, однако фиксация не в словах, а в движениях. При этом значения термина «ката» как - «трафарет, шаблон» или «форма» подразумевают не столько следова­ние техническим действиям, показанным в «ката», сколько возможность достижения просветления на осно­ве «прецедента просветления».

Сущ­ность ката заключается не в получении какой-то информа­ции, а в переводе субъекта из обычного состояния сознания в просветленное.

Поэтому постижение ката возможно только в ситуации общения Учителя как носителя просветленного знания и ученика, общения явного или неявного.

Таким образом, согласно воззрениям древних настав­ников боевых искусств, ката являют собой эффективнейший метод психического переструктурирования личности последователя каратэ с целью достижения им просветле­ния, с которым приходит и эффективность в бою.

 «Правильная методика» занятий ката наилучшим образом описана, пожалуй, в книге одного из крупнейших мастеров каратэ Сигэру Эгами:

«Можно рассматривать ката как единение приемов напа­дения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть... Лучше всего начинать с изучения простой ката, такой как Тайкёку, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто трени­руйтесь напряженно - и все.

И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая трени­ровку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают.

На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными, Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело.

Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязатель­но на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим коман­ды, и связь между разумом и телом.

Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успоко­ятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений.

Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня.

Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Я думаю, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неис­черпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока, в самом деле, не упадете наземь.

Во время тренировки такого типа все движения долж­ны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката Тайкёку за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки, который я бы порекомендовал. Попробуйте выполнить ката Тайкёку за три с половиной или пятнад­цать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро.

Естественно заняться теперь критикой. Действитель­но, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Вы должны тренироваться до тех пор, пока ваше тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка...

Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы».

Думается, что опи­санная выше методика вполне соответствует дзэнской беспредметной медитации.

Таким образом, ката выступают как типичнейший при­мер дзэнской тренировки. Они могут служить главным средством достижения того высшего уровня в боевом искусстве, на котором эффективность в бою является лишь «цветком на обочине дороги».