Этнографическая научно-практическая полевая экспедиция в Китай:

"В поисках истоков Уэчи-рю Каратэ-до"

C 07 по 18 Ноября 2016 года   состоялась этнографическая научно-практическая полевая экспедиция в провинцию Фуцзянь, Китайская Народная Республика.

 

Задачей экспедиции была практическая проверка гипотез об истоках Уэчи-рю каратэ-до выдвинутых Президентом Федерации Ушу России, Вице-президентом Европейской Федерации Ушу Глебом Николаевичем Музруковым в статье "The Chinese roots of Uechi-ryu karate". Статья была опубликована на официальном веб-сайте "Европейской федерации ушу кунгфу" 31.08.2016 (http://ewuf.org/Uechiryu_roots.pdf).

 

В работе экспедиции приняли участие:

  • Музруков Г.Н. - руководитель делегации,
  • Шимабукуро Юкинобу,
  • Горбунов И.В.
  • Московских А.В.
  • Лазарев А. - руководитель видеосъемочной группы.

Подготовительная работа и согласования с китайскими административными лицами и мастерами ушу заняли 6 месяцев. Соответствующий отдел КПК, Государственный комитет по физической культуре и спорту КНР и Всекитайская Ассоциация Ушу разослали циркуляр с просьбой к мастерам ушу различных направлений и школ провинции Фуцзянь оказывать нам всемерную помощь и поддержку, что позволило в крайне сжатые сроки провести большую практическую исследовательскую работу в 5-ти уездах провинции Фуцзянь.

 

Подробный отчет будет опубликован после обработки всех полученных материалов. Пока же предлагаю вниманию читателей сайта "записки на манжетах", сделанные во время этой поездки.

10 Ноября 2016 года.

 

"Кулак пяти первопредков ("Уцзуцюань - 五祖拳), Цюаньчжоу, Фуцзянь, Китай.

 

Посещение реконструкции одного из монастырей "Южный Шаолинь" ("Нань Шаолиньсы" - 南少林寺) и встречи с мастерами стиля Уцзуцюань ("Кулак пяти первопредков").

 

В честь приезда организатора экспедиции и главы нашей делегации - Глеба Николаевича Музрукова, Президента Федерации Ушу России, Вице-президента Европейской Федерации Ушу и моего первого наставника по рукопашному бою повсюду были растянуты приветственные транспаранты...

 

Нужно сразу сказать, что по дороге из Фучжоу в Цюаньчжоу я насчитал два указателя поворотов на "Южный Шаолинь"... Мы приехали в третий!

 

Как позже в Юнтай нам рассказал один из лидеров Хуцзуньцюань ("Кулак почитания тигра") после выхода в 1982 году первого фильма «Храм Шаолиня» с Джетом Ли (Ли Лиянцзэ) в главной роли, интерес молодежи был столь высок, что власти приняли решение переименовать существовавший ранее монастырь "Сяоляньсы" в "Шаолиньсы". Что и было сделано... "Многие верят..." ©!!!

 

После выступления китайских мастеров каждый из членов нашей экспедиции продемонстрировал один из формальных комплексов своих стилей.

 

Затем, уже в неформальном общении мы обсудили схожесть и различия Уцзуцюань и Уэчи-рю, а Г.Н.Музрукову, главе нашей делегации был вручен трактат с полным описанием стиля ("Цюаньпу" - 拳譜).

 

Предварительный вывод: корней Уэчи-рю в стиле Уцзуцюань мы не увидели. И хотя в Уцзуцюань и в Уэчи-рю присутствует много схожих техник, в нем нет того сочетания "Жесткости" и "Мягкости", что есть в нашем стиле...

11 Ноября 2016 года.

 

"Юнчуньский кулак белого журавля" ("Юнчунь Байхэ Цюань" - 永春白鹤拳), Юнчунь, Фуцзянь, Китай.

 

На второй день мы поехали в гости к мастерам "Юнчунь Байхэ Цюань" ("Юнчуньский кулак белого журавля") в поисках истоков формального комплекса "36" (яп.: "Сансэйрю").

 

В "Чжунго ушу цюань се лу, с. 561" упоминается, что Е Шаотао, мастер "Шихэ Цюань" ("Кулак клюющего Журавля"), хорошо относился к Чжоу Цзыхэ, мастеру "Хуцзунь Цюань" ("Кулак почитания тигра"), которого Уэчи Канбун, основатель Уэчи-рю, называл своим наставником.  Там же говорится, что Е Шаотао лично обучил наставника Чжоу "Секретам мастерства техники [кулачного боя] в 36 шагах" ("Саньшилюбу цзишоу мицзюэ").

 

Мы надеялись, что у мастеров "Кулака белого журавля" мы сможем найти хотя бы отголоски этого формального комплекса.

 

По приезду мы убедились, что традиции встречи дорогих гостей неизменны!

 

В честь приезда организатора экспедиции и главы нашей делегации - Глеба Николаевича Музрукова, Президента Федерации Ушу России, Вице-президента Европейской Федерации Ушу и моего первого наставника по рукопашному бою повсюду были растянуты приветственные транспаранты...

 

Общение началось с плотного обеда и обильного возлияния... Мастер Пань Ченмиао, увидев меня среди членов делегации, сразу обнял меня и по русскому обычаю мы трижды расцеловались... После чего среди мастеров я увидел Виктора Панасюка, который приехал к своему Наставнику. Мы долго разговаривали с Виктором обсуждая различные вопросы развития БИ... Далее прошли показательные выступления ведущих мастеров "Кулака белого журавля"...

 

По окончании выступлений китайских мастеров каждый из членов нашей экспедиции продемонстрировал один из формальных комплексов своих стилей...

 

Затем, уже в неформальном общении, угощаясь замечательным чаем, мы обсудили с китайскими мастерами Ушу схожесть и различия Юнчунь Байхэ Цюань и Уэчи-рю каратэ-до... По окончании встречи китайские мастера вручили Г.Н.Музрукову, главе нашей делегации, трактат с полным описанием стиля ("Цюаньпу" - 拳譜).

 

Предварительный вывод: прямых аналогий между Уэчи-рю и Юнчунь Байхэ Цюань мы не увидели, хотя в в обоих стилях присутствует много схожих техник.

 

Оставалась надежда на встречу с мастерами "Фучжоуского кулака журавля" и прежде всего именно "Шихэ Цюань" для определения истоков ката "Сансэйрю" стиля Уэчи-рю... При этом мы все с нетерпением ждали следующего дня и встречи в Юнтай с мастерами "Хуцзунь Цюань", прямого предтечи Уэчи-рю каратэ-до...

12 Ноября 2016 года.

 

"Кулак почитания тигра" ("Хуцзунь Цюань" - 虎尊拳, полное наименование стиля: "Юнфу Хуцзунь" - 永福虎尊), Юнтай, Фуцзянь, Китай.

 

Церемония встречи осталась неизменной... Лозунги, показательные выступления детей и мастеров, наша ответная демонстрация формальных комплексов, торжественный обед.

 

В этот раз мы собрались в конференц-зале с ведущими мастерами стиля "Кулак почитания Тигра", продемонстрировали и детально проанализировали с ними все традиционные ката Уэчи-рю...

 

Китайские мастера, увидев прямые аналоги, ответно исполнили соответствующие таолу стиля "Юнфу Хуцзунь"... Было ещё много взаимных демонстраций техник и обсуждений тренировочных методов... Далее в наших совместных поисках мы обратились к генеалогии стиля и к уездным хроникам, отраженным в "Цюаньпу" (拳譜) - трактате с полным описанием стиля, врученным по окончании встречи главе нашей делегации Г.Н.Музрукову.

 

Китайские мастера стиля "Кулак почитания Тигра" сообщили нам, что они относят Уэчи-рю каратэ-до к направлению своего стиля в традиции Уэчи Канбуна (кит.: Шанди Ваньвэнь - 上地完文).

 

Самого Уэчи Канбуна они признают мастером четвертого поколения прямой передачи "Хуцзунь Цюань" (虎尊拳) как прямого ученика мастера по имени Чжен Сянчжи (郑仙纪), известного под именем Чжен Бугун (郑步恭), что и записано в "Цюаньпу" (拳譜) стиля!

 

При этом, согласно записям в генеалогии стиля, Чжоу Цзыхэ или по яп.: Сю Сива (周子和) был "старшим братом по школе" (яп.: "Сэмпай") Уэчи Канбуна. Возможно Чжоу Цзыхэ стал неформальным наставником для Уэчи Канбуна - основателя Уэчи-рю, ведь Уэчи Канбун, предположительно, жил дома у Чжоу Цзыхэ и помогал ему в травничестве...

 

Ведущие мастера стиля "Кулак почитания Тигра" признали, что наши направления за 100 лет развития несколько разошлись в формальном наполнении таолу, но единство принципов осталось бесспорным, что отметили и мы!

 

В итоге, в плане происхождения ката Уэчи-рю "Санчин" и "Сэйсан" все встало на свои места и лишь с ката "Сансэйрю" ("36") остались открытые вопросы... При этом нужно отметить, что в стиле "Кулак почитания Тигра" есть формальный комплекс с таким же названием ("36 рук") и, более того, с наличием особых техник характерных именно для Уэчи-рю...

 

Казалось бы, что здесь всё прояснилось, но мы решили продолжить поиски Таолу "Саньшилюбу цзишоу мицзюэ" ("Секреты мастерства техники [кулачного боя] в 36 шагах") из стиля "Кулак клюющего журавля" ("Шихэ Цюань" - 食鹤拳), о которой упоминалось в Чжунго ушу цюань се лу, с. 561, в рассказе о том, что Е Шаотао (叶绍陶) передал этот формальный комплекс Чжоу Цзыхэ и решили встретиться с мастерами других "журавлиных" стилей Ушу. Ведь Уэчи Канбун относил свой стиль к "Дракону, Тигру и Журавлю"...

 

И если со стилем "Кулак почитания Дракона" ("Лунцзунь Цюань" - 龍尊拳) некоторая ясность появилась из "изустного предания" о некоем легендарном монахе Линь Тьечжу (林鐵珠), которого называют как наставником Ли Юаньчжу (李元珠), создателя стиля "Кулак почитания Тигра", так и наставником Чжу Шаня (朱山), предполагаемого создателя стиля "Кулак почитания Дракона", то к "Журавлям" оставались вопросы!

13 Ноября 2016 года.

 

Фучжоуская ассоциация Ушу. Фучжоу, Фуцзянь, Китай.

 

В этот день руководство Фучжоуской асоциации Ушу любезно решило помочь нам в наших изысканиях и собрало в своем спорткомплексе мастеров различных стилей Ушу проживающих в Фучжоу.

 

Встреча нашей делегации была как и полагается торжественной, показательные выступления красочными, а общение - дружеским и открытым.

 

Мы пообщались с мастерами нескольких "журавлиных" стилей:

  • "Кулак мягкого журавля" ("Цинхэ Цюань" - 輕鶴拳),
  • "Кулак кричащего журавля" ("Минхэ Цюань" - 鳴鶴拳),
  • "Кулак клюющего журавля" ("Шихэ Цюань" - 食鹤拳).

Познакомились со стилем "Кулак собаки" ("Гоу Цюань" - 狗拳) или "Техника боя в партере" ("Дишуцюань" - 地術拳)... .

 

Увидели форму "36 рук" ("Саньшилюшоу") стиля "Кулак Тигра". И, как уже повелось, продемонстрировали наши умения. После чего мы обсудили с китайскими мастерами ряд тренировочных методов.

 

В ходе бесед и наших демонстраций мастер стиля "Кулак клюющего журавля"  ("Шихэ Цюань" - 食鹤拳) ничего не смог нам сказать о Таолу "Саньшилюбу цзишоу мицзюэ" ("Секреты мастерства техники [кулачного боя] в 36 шагах"), возможно принадлежавшей практикуемому им стилю Ушу 100 лет назад.

14 Ноября 2016 года.

 

"Кулак журавля-предка" или в фуцзяньском диалектном прочтении "Кулак отряхивающегося журавля" (Цзунхэ Цюань - 宗鶴拳), Фуцин, Фуцзянь, Китай.

 

Поиски "журавлиного" формального комплекса "Саньшилюбу цзишоу мицзюэ" ("Секреты мастерства техники [кулачного боя] в 36 шагах") из стиля "Кулак клюющего журавля" ("Шихэ Цюань" - 食鹤拳) возможного предтечи ката "Сансэйрю" в традиции Уэчи-рю привели нас в Фучин, в школу "Цзунхэ Цюань".

 

Когда мы прибытии в одну из общеобразовательных школ города Фуцин, нас уже ждали стройные ряды нескольких сотен школьников младших классов, которые исполнили для нас комплекс утренней гимнастики, составленный на основе движений Цзунхэ Цюань.

 

После чего всё пошло по "ранее утверждённому плану"... Плотный обед, показательные выступления китайских мастеров, наша ответная демонстрация ката и тренировочных методов Уэчи-рю, обсуждение и поиск возможных точек соприкосновения наших стилей...

15 Ноября 2016 года.

 

"Рюкюкан" (琉球館), Фучжоу, Фуцзянь, Китай.

 

В этот раз нам удалось найти здание резиденции бывшей рюкюйской миссии в Фучжоу. Раньше это был целый квартал, где останавливались дипломатические посланники королевства Рюкю по пути в Нанкин или Пекин.

 

Это место служило приютом и для других официальных и неофициальных лиц, студентов направленных в Китай для изучения традиционных китайских наук и дисциплин, в первую очередь, в рамках их подготовки к королевской и государственной службе, торговцев...

 

Возможно именно в этом месте или совсем неподалеку молодой Уэчи Канбун провел свои первые недели жизни в Китае... Сегодня маленькое бережно охраняемое здание Рюкюкан стоит посреди огромной строительной площадки, где совсем скоро башни новых строений взметнутся ввысь...

16 Ноября 2016 года.

 

Родовая усадьба Чжоу Цзыхэ (周子和). Деревня Чжитяньцунь (芝田村), пригород Фучжоу (福州), Фуцзянь (福建), Китай (中國).

 

В завершение наших изысканий мы посетили место, где родился и вырос Мастер Чжоу Цзыхэ (яп.: Сю Сива) - 周子和 (1874-1926) и где, предположительно, жил и тренировался Уэчи Канбун (кит.: Шанди Ваньвэнь) - 上地完文 (1877-1948) в период его обучения Цюаньфа с 1897 по 1907 годы. Считается, что с 1907 по 1910 год Уэчи Канбун жил и преподавал Цюаньфа в другом городе, но регулярно приезжал к Чжоу Цзыхэ. В 1910 году после 13 лет пребывания в Китае Уэчи Канбун вернулся на Окинаву...

 

Сегодня эта усадьба в результате известного нам всем метода "уплотнения" поделена межу несколькими семьями китайских крестьян. Потомки и наследники Чжоу Цзыхэ ютятся в маленьком флигеле и ведут крайне замкнутый образ жизни.

 

Нам удалось немного пообщаться с их соседями, которые показали нам три старые тренировочные площадки на территории усадьбы, где много лет назад могли одновременно тренироваться младшая, средняя и старшая группы учеников и практиков Ушу. На одной из этих площадок я исполнил формальный комплекс "Сансэйрю" как ритуал уважения Основателям и благодарности Учителям!

 

Подробный отчет будет опубликован после обработки всех полученных материалов.