Москва, 22-25 Октября 2013 года
Семинар Шимабукуро Юкинобу Сэнсэя,
Ханси, 9-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до,
официального представителя в Европе Патриарха стиля (Сокэ)
22 Октября 2013 - день первый:
22 Октября 2013 года состоялся первый день семинара Шимабукуро Юкинобу Сэнсэя, Ханси, 9-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до в Москве. Семинар был организован "Федерацией каратэ-до Уэчи-рю" и прошёл в Додзё московского Сюбукана СВАО и московского Сюбукан ЦАО.
В этот раз семинар проходил только для членов Федерации. По просьбе Шимабукуро Сэнсэя мы не приглашали гостей из других организаций и стилей. Семинар проводился в будние дни и, к сожалению, многие из представителей региональных отделений Федерации не смогли принять участие в его работе.
План первого дня семинара:
- 準備運動 - Junbi Undo - Разминочные упражнения.
- 補助運動 - Hojo Undo - Вспомогательные упражнения.
- 三戦の練習 - Sanchin-no Renshu - Изучение ката «Санчин».
- 体鍛え - Tai Kitae - Закалка тела.
- 型の練習 - Kata no Renshu - Изучение ката:
- 完子知 - Kanshiwa
- 完周 - Kanshu
- 型の分解 - Kata-no Bunkai - Анализ и отработка боевой расшифровки ката:
- 完子知 - Kanshiwa
- 護身術 - Goshin Jutsu - Техника самозащиты.
В ходе первого дня мастер-класса Шимабукуро Сэнсэй познакомил как начинающих, так и уже опытных бойцов Уэчи-рю с рядом таких закрытых областей боевой практики стиля как:
- 投げ技 - Нагэ Вадза - техника бросков;
- 関節技 - Кансэцу Вадза - техника воздействие на суставы.
Большое внимание было уделено технике самозашиты "Госин Дзюцу" на основе вариаций боевой расшифровки формальных комплексов "Оё" и "Ката-но Бункай".
23 Октября 2013 - день второй:
23 Октября 2013 года после съемки телевизионной передачи состоялась встреча с Александром Востросаблиным - 5-й Дан Сито-рю Каратэ-до, Тенгусё-оку Синкаге-Рю Маробасикай.
Целью встречи Шимабукуро Сэнсэя и Александра стало рассмотрение приемлемости различных толкований боевой расшифровки (бункай) формальных комплексов (ката). Так случилось, что в ходе своего выступления перед ТВ камерой Сэнсэй говорил и о тех вопросах, что давно и глубоко интересуют Александра - см. сообщение от 08 Декабря 2012 года о совместном мероприятии в Москве в Нихонтокай Додзё лидеров направлений Годзю-рю, Уэчи-рю Каратэ-до и некоторых из лучших представителей Сито-рю Каратэ-до в России.
Шимабукуро Сэнсэй не единожды указывал на многовариантность применения движений ката с возможностью использования некоторых техник Уэчи-рю, общепринято толкуемых как блок-удар, в версии "защита-захват-залом/бросок":
"Тактика каратэ, безусловно, отдаёт приоритет "блоко-ударному" противостоянию, но другим пластом в ката каратэ сокрыты заломы и броски. Выход на этот уровень понимания говорит о зрелости мастерства практика каратэ и Школе не противоречит!"
Передать впечатления от встречи лучше чем сам Александр не представляется возможным. Приведу их лишь с некоторыми купюрами:
<<Шимабукуро сэнсэй - на редкость открытый к общению и идеям человек. Удалось за него подержаться, что подтвердило мою гипотезу - практика старых неизмененных форм ката дает прекрасную проработку тела для той формы техник, которую я изучаю через ката каратэ. В ответ на мой захват за руки он меня встряхнул так, что дошло до копчика.
<<...>>
Основная моя цель была просто посмотреть на живую легенду и попытаться <<...>> показать технику в живую и естественно, услышать мнение такого авторитеного в мире каратэ человека.
<<...>>
Учитель подтвердил мое мнение, что изучать надо ката в наименее измененном виде, потому что у молодых сэнсэев зачастую есть только оболочка в исполнении ката, что ограничивает существенно возможности исследования.
Так же он слегка посетовал что такой исследовательский подход - крайне редко встречающаяся штука. И что учителя сидят в единожды заданных рамках и не хотят от туда вылезать. Каратэ нужно изучать! Для этого должна быть открытость ума и сердца и преданность искусству - о чем собственно и сказал Шимабукуро с горечью сетуя на отсутствие такого подхода у армии учителей зашоренных своим эго и узкими рамками практики. Собственно этому была посвящена речь Шимабукуро сэнсэя про современное состояние дел в каратэ.
Шимабукуро сэнсэй изложил свою точку зрения на каратэ и ката, отметив, что он считает каратэ комплексным боевым искусством, в котором надо уметь действовать с невооруженным противником как в ударной так и в захватной тактике, а так же с вооруженнм коротким оружием типа ножа и более длинными девайсами.
Вообще еще раз повторюсь - уникальный сэнсэй по своей открытости, неформальности и восприимчивости.
Кто у него занимается - тем повезло!>>
Шимабукуро Сэнсэй подвёл итог встречи словами:
<<Каратэ, прежде всего, основывается на техниках ударов руками и ногами. При этом, изучая и анализируя ката, мы находим зашифрованные в них техники заломов (ключей) и бросков. Ведь противник может атаковать не только ударами рук и ног, но и посредством захватов для сковывания или для выхода на бросок. Следовательно, нужно уметь противостоять этим действиям.
Кроме того ударная техника направленна на нанесение телесных повреждений, а во избежание этих последствий, будут интересны техники заломов (ключей) и бросков.
Таким образом, можно сказать, что техники, зашифрованные в ката, могут трактоваться и как удары, и как заломы и броски. Нужно всегда помнить, что для самозащиты важно владеть не только ударной, но и заломно-бросковой техникой>>.
Хочется добавить высказывание Тан Хао - одного из самых знаменитых деятелей китайских боевых искусств ХХ века, который ещё в 1935 году в предисловии к книге Туна Чжунъи "Приёмы китайской борьбы шуайцзяо" писал:
<<В современной борьбе (цзюэди) главное - повалить противника на землю, а удары руками и ногами оставлены на долю рукопашного боя (шоубо); с прикладной точки зрения в древности эти системы были взаимопроникающими, теперь они являются взаимонеобходимыми. Того, кто, занимаясь боевыми искусствами, делает перекос лишь в одну сторону, вряд ли можно назвать всесторонне развитым...>>
Традиционная структурированность и многоплановость техник Уэчи-рю, их направленность на устойчивость, закалку тела и ведение боя на ближней дистанции с ударным, заломным и бросковым воздействием на противника подтверждают эту позицию в полной мере.
23 Октября 2013 года состоялся второй день семинара Шимабукуро Юкинобу Сэнсэя, Ханси, 9-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до в Москве. Семинар был организован "Федерацией каратэ-до Уэчи-рю" и прошёл в Додзё московского Сюбукана СВАО и московского Сюбукан ЦАО.
План второго дня семинара:
- 準備運動 - Junbi Undo - Разминочные упражнения.
- 補助運動 - Hojo Undo - Вспомогательные упражнения.
- 三戦の練習 - Sanchin-no Renshu - Изучение ката «Санчин»:
- 三戦鍛え - Sanchin Kitae - Исполнение ката «Санчин» с проверкой.
- 体鍛え - Tai Kitae - Закалка тела.
- 型の練習 - Kata no Renshu - Изучение ката:
- 十戦 - Seichin
- 十三 - Seisan
- 型の分解 - Kata-no Bunkai - Анализ и отработка боевой расшифровки ката:
- 十三 - Seisan
- 護身術 - Goshin Jutsu - Техника самозащиты
Во второй дня мастер-класса бойцы Уэчи-рю продолжили знакомство с:
- 投げ技 - Нагэ Вадза - техника бросков;
- 関節技 - Кансэцу Вадза - техника воздействия на суставы
и изучили некоторые новые методы:
- 崩し技 - Kuzushi Waza - техника выведения из равновесия;
- 倒し技 - Taoshi Waza - техника опрокидываний.
Кроме того Шимабукуро Сэнсэй дал традиционную методику подготовки к ведению "Дзию Кобо" - 自由攻防 - свободного поединока.
Отдельное внимание было уделено вариациям боевой расшифровки традиционной формы - "Сэйсан" и технике самозашиты "Госин Дзюцу" на основе вариаций - "Оё" боевой расшифровки формальных комплексов - "Ката-но Бункай".
24 Октября 2013 - день третий:
24 Октября 2013 года
прошёл третий день семинара Шимабукуро Юкинобу Сэнсэя, Ханси, 9-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до в Москве. Семинар был организован "Федерацией каратэ-до Уэчи-рю" и прошёл в Додзё и московского Сюбукан СВАО.
План третьего дня семинара:
- 準備運動 - Junbi Undo - Разминочные упражнения.
- 補助運動 - Hojo Undo - Вспомогательные упражнения.
- 三戦の練習 - Sanchin-no Renshu - Изучение ката «Санчин».
- 体鍛え - Tai Kitae - Закалка тела.
- 型の練習 - Kata no Renshu - Изучение ката:
- 完子知 - Kanshiwa
- 完周 - Kanshu
- 十戦 - Seichin
- 十三 - Seisan
- 型の分解 - Kata-no Bunkai - Анализ и отработка боевой расшифровки ката:
- 十三 - Seisan
- 初段審査 - Shodan Shinsa - экзамен на первый Дан.
В ходе мастер-класса участники семинара спросили Шимабукуро Сэнсэя:
«Почему наш учитель Игорь Горбунов ездит на тренировки только к Вам, а не к другим Учителям на Окинаву?»
Ответ был прост и однозначен:
«Ваш Учитель и мой Ученик Игорь предпочитает мою стряпню, а не крошки со столов других. Ведь иначе несварение будет у Вас!»
24 Октября 2013 года
в ходе третьего дня семинара Шимабукуро Юкинобу Сэнсэя, Ханси, 9-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до в Москве прошёл экзамен на 1-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до в традиции Патриархов стиля. Претендентом был Алексей Кирилюк - боец с большим опытом, давно заслуживающий присвения этой ступени мастерства.
Ему пришлось крайне не легко, так как Шимабукуро Сэнсэй, зная, что он один будет проходить экзамен, пристально наблюдал за ним все три дня своего мастер-класса. Так что каждый день семинара стал
для Алексея экзаменом.
План экзамена на 1-й Дан:
初段審査 - Shodan Shinsa - экзамен на первый Дан:
- 基本技 - Kihon waza - Базовая техника;
- 三戦 - Sanchin - Ката «Санчин»;
- 指定型 - Shitei Kata - Экзаменационные ката;
- 十三の分解 - Seisan-no Bunkai - Демонстрация боевой расшифровки ката «Сэйсан»;
- 自由組手 - Jiyu Kumite - Вольный/свободный поединок.
Сердечно поздравляем Алексея Кирилюка с заслуженным присвоением 1-го Дана (чёрный пояс) по Уэчи-рю Каратэ-до в традиции Патриархов стиля!
Что осталось за кадром:
Становление школы Уэчи-рю Каратэ-до:
Нужно сказать, что всем известные стили каратэ избрали своим путём развития популяризацию каратэ через массовое преподавание в студенческих клубах с целью признания каратэ как японского Боевого Искусства организацией «Бутокукай». Что привело к последующему возникновению спортивного каратэ.
Тогда как школа Уэчи-рю, начиная с 1925 года, формировалась как боевой метод отрядов самообороны для защиты окинавцев, живших и работавших в городе Вакаяма, японская метрополия, от рэкета местных Якудза.
Уэчи-рю и сейчас сохраняет приверженность своей изначальной боевой направленности.
Место каратэ в современной жизни:
Каратэ, помимо собственно рукопашного боя, включает в себя как воспитательный, так и философский аспекты. Кроме того каратэ – это поиск красоты в том числе и в жизни в целом. Поэтому не следует воспринимать каратэ только как технику самозащиты.
С другой стороны в современной жизни законопослушные гражданские лица не имеют права носить оружие. В таком ракурсе каратэ, безусловно, сохраняет своё значение как система самообороны и самовоспитания.
Именно по этому люди и в наше время продолжают интересоваться каратэ.
Значение формальных комплексов "Ката" в практике каратэ:
Если в практике рукопашного боя нет ката – это не каратэ!
Ката выполняют триединую задачу:
- Во-первых: практика ката – это передача техник от поколения к поколению, от прошлого через настоящее в будущее. С помощью ката мы не только передаём знания, но и ищем новые технические решения.
- Во-вторых: практикуя ката, мы можем, что очень важно, тренироваться в одиночку. Любое направление Будо не будет идеальным, если нет возможности самостоятельной практики.
- В-третьих: традиционные ката, передаваемые чрез многие годы, обладают изяществом. Практикуя ката, мы учимся понимать их красоту что, в свою очередь, порождает теплоту в наших сердцах и в доброту душах.
Таким образом, мы учимся видеть красоту всей жизни, что очень важно для человека.
Удары, заломы и броски или сколько "борьбы" в каратэ?:
Каратэ, прежде всего, основывается на техниках ударов руками и ногами. При этом, изучая и анализируя ката, мы находим зашифрованные в них техники заломов (ключей) и бросков. Ведь противник может атаковать не только ударами рук и ног, но и посредством захватов для сковывания или для выхода на бросок. Следовательно, нужно уметь противостоять этим действиям.
Кроме того ударная техника направленна на нанесение телесных повреждений, а во избежание этих последствий, будут интересны техники заломов (ключей) и бросков.
Таким образом, можно сказать, что техники, зашифрованные в ката, могут трактоваться и как удары, и как заломы и броски.
Нужно всегда помнить, что для самозащиты важно владеть не только ударной, но и заломно-бросковой техникой.
Говоря о бросковой технике в Уэчи-рю, необходимо отметить, что наш стиль стоит несколько особняком. Нас сразу учили вести свободный поединок, это называется «Дзию Кобо». С самого начала обучения был постоянный упор на ведение свободного поединка. После овладения основами ката «Санчин» с проверкой устойчивости: «Санчин Китаэ» и упражнениями по набивке тела: «Тай Китаэ» сразу переходили к «Дзию Кобо» - свободным поединкам. Технику ударов руками и ногами было легко изучить, так как акцент в обучении делался на освоении методов свободного поединка. В то время мы не задумывались о «мягкой технике» - т.е. о технике заломов (ключей) и бросков.
При анализе и боевой расшифровке ката - «Бункай» и поиске вариаций применения движений из формальных комплексов - «Оё» нужно видеть не только технику нанесения ударов руками и ногами, но и техники заломов (ключей) и бросков.
Нужно отметить, что мы не изучаем борьбу в партере потому, что каратэ всегда рассматривает ведение боя стоя. В каратэ не изучается техника падений или боя лёжа.
Тактика каратэ отличается от борьбы: Дзюдо, Айкидо или Дзю-дзюцу. Каратэ стоит на других позициях. Поэтому в каратэ техники борьбы в партере не изучаются. Нужно, прежде всего, избегать борьбы, всегда сохранять дистанцию. Но если боец случайно упадёт, ему следует отбиваться ударами рук и ног и избегать борьбы с противником.
Это очень важно…
Спортивное Единоборство или Боевое Искусство:
Меня часто спрашивают о разнице между спортивными и традиционными подходами к изучению и практике единоборств. Должен ответить, что каратэ имеет много лиц и включает в себя разнообразные аспекты - такие как спорт, традиция или просто самозащита…. И если мы, на пример, начинаем изучать каратэ в возрасте 15-16 лет, то какое-то время следует участвовать в спортивной жизни, а потом нужно вернуться к традиции. В каждом возрасте должен быть свой подход к практике каратэ.
Мне представляется, что цели традиционного и спортивного подходов к преподаванию каратэ близки. Если не выкладываться на тренировках, то не будет ни того ни другого. Однако спортсмены ограничены рамками правил проведения соревнований, тогда как в Традиционных Боевых Искусствах правил для самозащиты нет!
Таким образом, в области физических нагрузок различий между спортивными единоборствами и методами самообороны нет.
Отличие практики Спортивных Единоборств от практики Традиционных Боевых Искусств заключается в переходе за грань дозволенного спортивными правилами.
И я повторюсь, что идя по жизни, мы можем открывать разные грани боевых искусств - от спорта до традиции.
С другой стороны можно сказать, что целью спорта является стремление стать лучшим, тогда как целью традиции – становиться лучше. В спорте всегда нужно выявить лучшего. В традиции же нет нужды доказывать кто лучше, нет сравнения с другими.
Цель традиции - самостоятельная тренировка и самосовершенствование вплоть до конца жизни. Задача традиции достичь состояния самоотречения - не воспринимать себя самого в реальности. В Будо это называется «Му» - «отсутствие» или «Ку» - «пустота», что означает «отсутствие в реальности» или «растворение в пустоте».
Таким образом, действительно, спорт и традиция отличаются друг от друга ментально и духовно.
БУДО и ММА:
... мастера Уэчи-рю каратэ-до, имея закаленные «ударостойкие» тела и обладая мощными точечными ударами, практически, за редким исключением, не выступают по правилам Смешанных Единоборств. Хотя это индивидуальный выбор каждого.
Я не рекомендую участвовать в подобных соревнованиях, в подобном шоу-бизнесе. Каратэ, в том числе и Уэчи-рю, следует заниматься как одним из своих увлечений – хобби и не использовать своё каратэ как профессию в шоу-бизнесе. Таким образом, я не совсем согласен с желанием некоторых своих учеников участвовать в соревнованиях ММА, К-1, «Прайд» и им подобным.
Говоря о таком явлении как «ММА - Смешанные Боевые Искусства» нужно вспомнить, что иероглиф «Бу» - в словосочетании Будо - "Воинский Путь" в значении "Боевые Искусства" по своей этимологии означает: «остановить насилие (оружие)». Следовательно, целью «Будо» - является как внутреннее, так и внешнее «умиротворение» агрессивных устремлений.
Что такое БУДО - "Воинский Путь" в значении "Боевые Искусства"?
Я считаю, что Будо, в том числе и Каратэ, всегда несли воспитательную функцию, имели философское содержание и красоту. Если этого содержания нет, то я не думаю, что это Будо.
Что такое ММА - "Смешанные Боевые Искусства"?
Возьмем, к примеру, «Какуто-ги» - в Японии так называется техника свободного боя без правил или почти без правил, так это, прежде всего бизнес. Бизнес же направлен на удовлетворение запросов и потребностей клиентов или зрителей. Техника становится всё более агрессивной, кровавой и направленной на зрелищность. В этом нет ни воспитательного, ни философского начал.
А Будо, в том числе и Каратэ – абсолютно не таковы.
- Во-первых, всегда, когда мы говорим Будо, на мой взгляд, мы подразумеваем воспитание, закалку духа и в этом суть философское начало.
- Во-вторых, в Будо следует искать красоту, красоту жизни.
Это ответ на вопрос: как нам жить?
На мой взгляд, следует вести скромную, открытую свету жизнь, стремиться к мягкости, взаимопониманию, сотрудничеству с другими и стремиться стать полезным обществу – это и есть, как я думаю, цель Будо...