Теория Уэчи-рю Каратэ-до
硬軟自在 【КОНАН ДЗИЗАЙ】 - своевременность жесткости и мягкости
Возвращаясь к принципу - 硬軟自在【КОНАН ДЗИЗАЙ】, рассмотрим эту концепцию «своевременности жесткости и мягкости» с точки зрения положения «единства сознания, техники и тела» - 心技体 【син-ги-тай】.
Шимабукуро Сэнсэй учит нас:
«Если мы говорим о «методах тела» - 体法【Тайхо】, то фаза напряжения мускулов будет фазой «твёрдости», а расслабления - «мягкости».
В «технических методах» - 技法【Гихо】технические элементы, выполняемые по дугам - «мягкие», а по прямой - «твёрдые». С другой стороны, удары руками - 突技【Цуки-вадза】и ногами - 蹴り技【Кери-вадза】можно рассматривать как твёрдые элементы, а болевые приёмы - 逆手技【Гякутэ-вадза】и броски - 投げ技【Нагэ-вадза】 - как «мягкие».
В «методах сознания» - 心法【Синпо】, фазу психического возбуждения можно характеризовать как фазу «твёрдости», а фазу покоя - как фазу «мягкости».
В «методе дыхания Санчин» - 胸式呼吸法【Мунэ-сики Кокю-хо】задержка дыхания - это фаза «твёрдости», а фаза «мягкости» - это вдох и выдох.
Таким образом, своевременность применения «жесткости» и «мягкости» отражена:
- В «методах тела» (Тайхо) - в использовании своевременного напряжения и расслабления мускулов.
- В «технических методах» (Гихо) - в свободном сочетании резких и жёстких ударов и мягких бросков - 投げ技【Нагэ-вадза】 и опрокидываний -倒し技 【Таоси-вадза】.
- В «методах сознания» (Синпо) - в контроле над своим психическом состоянием, за психической напряженностью и расслабленностью и свободном управлении ими.
- В «методе дыхания Санчин» (Мунэ-сики Кокю-хо) - в свободном и бессознательном использовании спокойного грудного дыхания для того, чтобы связать и согласовать использование скрытой внутри нас психической силы и проявляемой внешне силы физической».
Анализируя наставления Шимабукуро Сэнсэя, мы понимаем ритм чередования твёрдости и мягкости при исполнении ката.
Рассмотрим, например, движения в естественной очерёдности защитно-контратакующего действия: «боевая изготовка», «защита» и «контратака».
Боевая изготовка («нейтральность») - 構え形【Камаэгата】
- Принимая боевую изготовку (Камаэката), мы собранны, но психологически не напряжены (мягкость) и свободно воспринимаем изменения происходящие вокруг нас.
- Физически мы выстраиваем «тело Санчин» (Снчин-но Тай) - жесткость. Выполняем «закручивание Тагдэн», опускание плеч - «Гамаку», и «вздыбливание» лопаток - «Коцу Какэ» (жёсткость), но не напрягаем мышцы, а «натягиваем» их (упругость), готовя к незамедлительному боевому реагированию.
В результате - психологическая «мягкость» и физическая «жёсткость / упругость».
За боевой изготовкой («нейтральность») следует защитное действие (мягкость), с соблюдением принципов «техники прилипания» (Мутими) в ходе выполнения движения.
Техника защиты («мягкость») - 受け技 【Укэ вадза】
- Перед началом защитного движения мы делаем вдох - мягкость, переходим к психологической концентрации - жёсткости и физическому расслаблению мышц, участвующих в реализации защиты - мягкости, для достижения максимальной скорости выполняемого движения.
- В ходе исполнения защитного движения мы задерживаем дыхание - жесткость, максимально расслабленны физически - мягкость / скорость и напряжены психологически - жесткость / концентрация.
- В конце исполнения защитного движения мы переходим к физическому напряжению - сильному, тяжёлому и сконцентрированному движению (Мутими) - жёсткость, дыхание задержано - жёсткость, психологически собраны и сконцентрированы - жесткость.
Защита (мягкость) без пауз переходит в контратакующее действие - удар (жёсткость), с соблюдением принципов «техники схлопывания» (МутимиТе) в ходе выполнения движения.
Техника контратаки («жесткость») - 返し技【Каэси вадза】.
- Сохранение «тела Санчин» - жесткость / упругость, сохраняем предыдущие психологическую концентрацию и задержку дыхания - жёсткость. Взведение руки под грудь для нанесения удара - 引き手 【Хикитэ】 с расслаблением бьющей руки - мягкость / скорость. Тело перед ударом выполняет «открытие» - 開け 【Акэ】(мягкость).
- Выстрел ударом с соблюдением метода «Тэ-но омои» - мягкость / скорость, задержка дыхания - жесткость, психологически - жёсткость. Тело при завершении удара выполняет «закрытие» - 閉め 【Симэ】(жёсткость).
- «Тинкути» - моментальная стабилизация суставов и одновременная концентрация «Тандэн», приводящие к выбросу внутреннего усилия «Хаккей», что и есть «Кимэ» - жёсткость. Выброс усилия с ударной руки в тело противника - жёсткость, психологически - жёсткость, задержка дыхания - жесткость.
- Возврат к боевой изготовке (Камаэката) - психологическая мягкость, «тело Санчин» - жёсткость, выдох - мягкость.
Базовое защитное движение в Уэчи-рю - «Хиратэ Маваси Укэ» (平手廻し受け) выполняется по дуге или кругу и с точки зрения «технических методов» (Гихо) является «мягким», а захват - 掴み【Цуками】 и последующие рывок на себя -引き 【Хики】 и встречный удар являют собой «жесткость».
Если разложить на составляющие жесткости и мягкости элементы базового удара рукой - 三戦貫手【Санчин Нукитэ】, мы увидим ритм чередования напряжения и расслабления определённых групп мышц, отталкиваясь от принципа «шести объединений» - 六和合 【РокуВабо】.
Так, например: «три внешних объединения» - плечи и таз, локти и колени, кисти и стопы:
1. В положении «санчин гамаэ» и «санчин дати» - локти и колени стремятся к середине. Плечи и таз едины и находятся в одной плоскости, «Танден» подтянут и закручен, т.е. таз подвернут; плечи опущены вниз, лопатки «вздыбливаются» (Коцу Какэ) - положение «Гамаку». Стопы пятками, а кисти основаниями ладоней давят внутрь.
2. Локоть левой взводимой в удар руки давит назад и внутрь, колено левой отставленной назад ноги давит внутрь - вперёд, а колено правой внутрь - назад.
3. Правая кисть основанием ладони и левая стопа пяткой давят внутрь.
При этом - темя подвешено к небу, копчик тянется к земле - позвоночник вытянут и вертикален - 真直【Масугу】. Левая сторона торса расслабляется, правая сохраняет напряжение. Затем следует удар и возвращение в прежнее состояние.
«Дух Ката» - 形 【カタチ】- «Катати» или - シメイジュラサン 【Симэйдзюрасан】
Концепция «своевременности жесткости и мягкости» - 硬軟自在【КОНАН ДЗИЗАЙ】, отражаемая через «дух Ката» - 形 или カタチ-【Катати】 (окинавский термин - シメイジュラサン【Симэйдзюрасан】) при выполнении формальных комплексов Уэчи-рю - 上地流型【Уэчи-рю Ката】, требует неукоснительного соблюдения ритма исполнения «Ката».
Вызвано это тем, что именно соблюдение ритма исполнения «Ката» является способом тренировки и отражением понимания своевременности жесткости и мягкости, квинтэссенцией которого является зарождение и выброс ударного усилия.
Любые «тактические» толкования рисунка «Ката» приводящие к изменению ритма исполнения «Ката» даже не нарушают этот принцип, а уничтожают его, являя собой некий новый метод «пустой руки», но уже не Уэчи-рю.
Нарушение ритма (в целях повышения зрелищности при выступлениях на соревнованиях или по другим причинам) позволяет говорить о том, что та или иная мастерская версия стиля уже не является собственно Уэчи-рю, а представляет собой некий отдельный метод. То есть метод повторяющий рисунок «Ката» Уэчи-рю, использующий подобные способы тренировки и виды базовой техники, но уже переставший быть самим «стилем мастера Уэчи».
При том сами создатели этих направлений изучали Уэчи-рю и достигли высот в овладении этим стилем, но по той или иной причине отошли от основополагающих принципов стиля, и ныне представляют собственные школы, созданные ими на основе Уэчи-рю.
Сегодня подобные направления объединены в «Уэчи-рю Кэй» - категорию стилей внешне подобных Уэчи-рю.