Теория Уэчи-рю Каратэ-до
硬軟自在【Конан Дзизай】 и 眼精手捷【Гансэй сюсё】 -
основополагающие концепции школы каратэ-до Уэчи-рю
«Естественная реакция на изменение ситуации, свободное и бессознательное применение «твёрдых» и «мягких» методов движения, техники и сознания, раскрываемых в концепции «единства трёх элементов: СОЗНАНИЯ, ТЕХНИКИ, и ТЕЛА» - 心技体【Син-Ги-Тай】, называется своевременностью применения «жесткости» и «мягкости» - 硬軟自在【Конан Дзизай】.
Именно эта «свобода перехода от мягкости к жёсткости и обратно» и является сущностью Уэчи-рю.
При этом основополагающей концепцией школы каратэ-до Уэчи-рю является подход, согласно которому эта способность свободного комбинирования и применения противоположных - «жестких» и «мягких/гибких» - элементов приобретается в процессе суровой физической тренировки, направленной на формирование крепкого духа и сильного тела.
В процессе упорной физической тренировки боец Уэчи-рю учится расслаблению и напряжению мускулов, чередованию расслаблений с усилиями, быстрых движений с медленными.
Нанося и принимая по многу раз мощные удары руками и ногами в упражнениях на набивку - 小手・下肢・肚鍛え【Котэ-Ааси-Хара Китаэ】, он постепенно приобретает чувство момента, в который противник может быть выведен из равновесия и сбит с ног. Встречая силу противника своей силой, он приобретает чувство момента - 機会の感じ【Кикай-но Кандзи】, когда силу противника можно обратить против него самого. Таким образом, можно сказать, что в Уэчи-рю начинают с «жесткой закалки тела» - 剛の体鍛 【Го-но Тайрэн】, а за тем, от «жесткости» - 硬軟性【Конан-Сей】 идут к «мягкости» - 柔軟性【Дзюнан-Сэй】.
Тактической особенностью школы Уэчи-рю является ведение боя на ближней дистанции -接戦【СэцуСэн】. Теснить противника градом ударов наносимых с высокой скоростью, возвращая пропущенные удары в двойном объёме. Этот принцип называется «глаза ясны, руки быстры» - 眼精手捷【Гансэй сюсё】.
Что означает: «мгновенная и адекватная реакция на изменение ситуации».
Прорываясь на ближнюю дистанцию, всегда есть риск пропустить удар или серию, и дабы противостоять этому, ученики с первых занятий и всю жизнь учатся формировать «тело санчин» - 三戦の体【Сачин-но Тай】путём интенсивной практики «Ката Санчин» и упражнений по набивки всего тела (котэ-аси-хара китаэ).
Тактика Уэчи-рю очень проста и понятна: используя свою мощную мускулатуру, закалённую тренировкой в «Ката Санчин» и набивкой, принимать удары противника на корпус, отпружинивая их за счёт специфического напряжения мышц.
Вызывать острую боль в ударных конечностях противниках, жёстко блокируя его удары или проваливать его мимо себя, мягко уходя с линии атаки. Мгновенно выводить противника из равновесия, надёргивать его на себя с помощью захватов, одновременно обрушивая на него мощные контрудары. Инерция движения тела противника, летящего в результате рывка навстречу удару рукой или ногой, удваивает разрушительную силу удара. При этом если удалось вывести противника из равновесия, можно легко перейти на бросок - 投げ【Нагэ】 или опрокидывание - 倒し【Таоси】.
Это практичная тактика ведения поединка, и главное место в технике Уэчи-рю занимают исключительно доступные и эффективные приёмы реального боя - 実戦【Дзиссэн】».
Шимабукуро Юкинобу, Ханси, 9-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до (Сокэ),
официальный представитель Уэчи Канмэя (Патриарха стиля - Сокэ) в Европе.
«Дух Ката» - 形 【カタチ】- «Катати» и
«Недостижимое Совершенство» - シメイジュラサン 【Симэйдзюрасан】
Концепция «своевременности жесткости и мягкости» - 硬軟自在【КОНАН ДЗИЗАЙ】, отражаемая через «дух Ката» - 形или カタチ-【Катати】(окинавский термин «Недостижимое Совершенство» - シメイジュラサン【Симэйдзюрасан】) при выполнении формальных комплексов Уэчи-рю - 上地流型【Уэчи-рю Ката】, требует неукоснительного соблюдения ритма исполнения «Ката».
Вызвано это тем, что именно соблюдение ритма исполнения «Ката» является способом тренировки и отражением понимания своевременности жесткости и мягкости, квинтэссенцией которого является зарождение и выброс ударного усилия. Основной принцип: «Ката - это метод, а не цель» и только при таком подходе возможно привнесение «Духа» в исполнение «Ката».
Любые «тактические» толкования рисунка «Ката» приводящие к изменению ритма исполнения «Ката» не просто нарушают этот принцип, а уничтожают его, являя собой некий новый метод «пустой руки», но уже не Уэчи-рю.
Нарушение ритма (в целях повышения зрелищности при выступлении на соревнованиях или по другим причинам) и изменение рисунка некоторых базовых движений позволяет говорить о том, что та или иная мастерская версия стиля уже не является собственно Уэчи-рю, а представляет собой некий отдельный метод. То есть метод повторяющий рисунок «Ката» Уэчи-рю, использующий подобные способы тренировки и виды базовой техники, но уже переставший быть самим «стилем мастера Уэчи».
Ци Цигуан (1528 – 1588) наставлял:
«Вычурные стили единоборств, не имеющие прикладного значения изучать не нужно. Достоин изучения лишь жесткий, прикладной вариант метода ведения реального боя!»
Ли Цзяньцю автор книги «Кулачное искусство синъи» ещё в 1919 году писал в предисловии к «Начальному введению в синъицюань» (перевод С.Л. Березнюка):
«… распространённые виды кулачного искусства «…» были слабо применимыми. Но ведь во время создания они не могли быть неприменимыми? Как же так получилось, что они стали неприменимыми?
Дело в том, что поначалу они были простыми и победоносными, но постепенно усложнялись и в итоге утратили свой истинный смысл.
Опасаясь, что кулачное искусство «…» тоже скатится к «цветистости» и впадёт в этот грех, нельзя было оставить дело работы с базой на самотёк …».
Однако мы видим сегодня, что эта болезнь затронула и Уэчи-рю. Стремление к «красивости» («цветистости») исполнения «Ката» и практики спортивного «Кумитэ» в угоду соревновательной суете начало разрушать сам стиль, направленный на ведение реального и бескомпромиссного боя - 実戦【Дзиссэн】.
Не стремление «стать лучше самому», а желание «стать лучше других» владеет умами некоторых (а может и многих) практиков причисляющих себя к этому стилю каратэ-до.
Тояма Сэйко Сэнсэй (1928-2009) первый учитель Шимабукуро Юкинобу Сэнсэя не раз говорил: «В боевых искусствах весьма сильна тенденция индивидуализации, когда каждый стремится продемонстрировать свою исключительность, в результате чего в будущем только Патриархи, которые неизменно сохраняют приверженность базовой технике, сохранят исконные ката, призванные служить эталоном, сохраняя тем самым истинность стиля».
К счастью Патриархи Стиля, понимая всю опасность возможности вырождения школы, встали на защиту «стиля Уэчи». Решение было найдено в отделении направлений, отошедших от следования базовым принципам школы, в группу стилей внешне подобных Уэчи-рю - 上地流系【Уэчи-рю Кэй】(дословно: «происходящие от стиля мастера Уэчи»).
Необходимо отметить, что хотя создатели этих направлений изучали Уэчи-рю и достигли высот в овладении этим стилем, они по той или иной причине отошли от основополагающих принципов стиля, и ныне представляют собственные школы, созданные ими на основе Уэчи-рю.
Эти версии, возможно, талантливы и эффективны, но это уже другая история …
Главное, чтобы при этом люди помнили и понимали, что любая профанация ведёт к дискредитации.
Погоня за массовостью и как следствие предоставление права преподавания стиля лицам, не знающим школу, прекращает передачу традиции и уничтожает изначальный Стиль.
Украшательство стиля ведёт к потере понимания принципов заложенных в основу метода, выхолащиванию его прикладной направленности и превращает в некий боевой танец.
Превращение стиля, созданного для ведения реального боя в спортивное единоборство, ведёт к потере стилевой индивидуальности и исчезновению собственно Стиля.
Как следствие, последователи, вовлеченные в этот процесс, рано или поздно уходят, унося с собой ошибочную убеждённость в неэффективности всех Традиционных Боевых Искусств так и не познакомившись с ними на самом деле!
Понимание этого необходимо!
«Тело напряжено и расслаблено» - 体の伸縮【Карада-но Синсуку】.
«Карада-но Синсуку» (см. п. 19 «20 наставлений о пути каратэ» Фунакоси Гитина) означает, что «тело напряжено и расслаблено», и подразумевает, что человек учится правильно чередовать напряжение и расслабление, выполняя те или иные движения. Это основной принцип любых приёмов каратэ. Своего рода аналогию этому принципу представляют природные ритмы: расцвет и увядание, рост и убыль, становление и упадок.
В любом ката тоже чередуются нарастание и убывание, вот почему ката содержат движения, отвечающие принципу напряжения и расслабления, или наоборот, - расслабления и напряжения. Чем дальше (по сути, но не по времени) отстоят друг от друга эти противоположные состояния, тем качественнее движение. Это значит, что чем лучше человек научится расслабляться и напрягаться и быстрее переходить от одного состояния к другому, тем совершеннее будет его техника. Если человек не умеет чередовать напряжение и расслабление, исполняя ката, то, как бы он ни был силён или хореографичен, какими бы динамичными и энергичными ни казались его действия, его техника плоха, как бы его не хвалили те к кому он пришёл в гости на тренировку. Только его ПРЯМОЙ наставник может критично и честно указать ему на этот фундаментальный недостаток, если только - это УЧИТЕЛЬ и сам обладает этим знанием и владеет этими принципами.
Неумение правильно варьировать напряжение и расслабление нельзя объяснить одной лишь недостаточной физической формой. Это неумение коренится глубоко в психике человека, в его отношении к жизни. Никакая тренировка не научит расслабляться, если в душе человек остаётся напряжён. Упражнения должны быть нацелены на то, чтобы человек в любой ситуации мог балансировать между напряжением и расслаблением, между стремительностью и осторожностью, между закрытостью и открытостью, между умением отдавать и стремлением брать.
Всё сказанное относится не только к ката, но и к жизни в целом. Если человека преследуют неудачи, то виновато чаще всего не его невезение, а его неумение приспособиться к обстоятельствам, то есть неумение сохранить равновесие, проявляя активность в противоположных направлениях.
Как правило, это неумение приспособиться к обстоятельствам проявляется в определённой физической «зажатости», однако подлинная её причина кроется в страхе перед чем-то незнакомым, а попытки рационально объяснить этот страх лишь порождают предрассудки. Поэтому, ещё не привыкнув к происходящим изменениям, человек начинает подменять действительность рациональными представлениями о ней. Это нарушает его душевное равновесие. Подсознательно человеком овладевает страх пред неизвестным; он блокирует его восприятие действительности и реакцию на изменение ситуации, воплощенную в принципе: «глаза ясны, руки быстры» - 眼精手捷 【Гансэй сюсё】. Эти подсознательные ощущения входят в привычку и человек уже не в состоянии приспосабливаться к происходящему.
Этот психологический изъян можно исправить, вновь и вновь упражняясь в исполнении ката, но при этом целью упражнений должен быть сам человек, а отнюдь не набор технических приёмов. Во время упражнений человек должен уделять особое внимание средней части тела (ХАРА) и приучаться расширять свои психологические и физические возможности в обоих противоположных направлениях (напряжение – расслабление; активное – пассивное).
В принципе каждый может научиться этому, выполняя ката; главный секрет заключается в том, чтобы развить в себе способность относиться ко всему с доверием. В первую очередь это проявляется в отношении к Учителю и школе (додзё), где он занимается
Подлинная ценность ката заключается не в том, что он (формальный комплекс) содержит какие-то экстремальные элементы, а в том, что даёт возможность чередовать различные качества. Ценность ката вовсе не в том, чтобы достичь какого-либо из полюсов (сильное / слабое; твёрдое / мягкое; медленное / быстрое; активное / пассивное и др.), а в том, чтобы обрести равновесие посередине, и только потом, обретя равновесие, можно вырабатывать свою линию поведения во всём диапазоне, разделяющем полюса. Чем больше человек придерживается этой середины, как в своих поступках, так и в своих суждениях и, как следствие, в своих душевных проявлениях, тем лучше он воплощает дух БУДО. Научиться этому можно лишь путём упражнений, направленных на выявление внутренних принципов, а не на внешнюю хореографию. От этого умения зависит не только качество выполнения ката, но и вообще характер любого действия, любого поступка. Можно научиться этому, выполняя определённые ката, но при этом недостаточно повторять какие-то технические приёмы. Нужно проникнуться идеалами БУДО, вжиться в его принципы и обрести в них смысл своей жизни. Ведь ката сама по себе не имеет определённой ценности, если ему (формальному комплексу) не достаёт этого содержания. В противном случае ката представляет собой простой набор технических приёмов. В более печальном случае – при поверхностном понимании и самих технических действий отраженных в ката, мы видим лишь более или менее искусный боевой танец…