«Санчин - это итог и основа каратэ,
ведь каратэ без санчин не бывает».
СИМАБУКУРО Тацуо (1908-1975)
«Нельзя дышать так напряженно и динамично, как многие дышат при выполнении ката «САНЧИН».
Нужно дышать естественно, тандэном, независимо от того, спите ли Вы, идёте или разговариваете.
Достичь этого очень трудно; сперва надо развить телосложение подобающее каратисту, а затем прекратить дышать грудью».
КАНЭСИМА Синусукэ
Основатель «Тодзан-рю каратэ-до»
«Самое важное в каратэ - ката. В них собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно.
Хотя некоторые, вероятно, считают, что можно игнорировать ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи вариаций, и в схватке все опробовать невозможно...
Одно-два ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одно-два ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.
Второе, что следует выделить особо, - это правильность тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки, в конце концов, приведут к поражению. Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью занятий каратэ, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на пробивание твердых предметов. Путь к настоящему каратэ - это избегать праздности и заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие тренировки - другую половину».
Кэнва Мабуни (1889 – 1952)
Формальные комплексы – «КАТА»
Ката - это комплексы формальных упражнений в каратэ, в которых зашифрованы технические и тактические приемы школы. Считается, что ката возникли как способ запоминания приемов и их передачи из поколения в поколение.
Выполняя эти упражнения, боец тренируется в улучшении чувствования пространства, в развитии бокового зрения и отработке тактических схем и рисунков «построения» поединка.
Изначально в Уэчи-рю имелось три ката: «Санчин» («Три схватки»), «Сэйсан» («Тринадцать») и «Сансэй-рю» («Тридцать шесть») и называемых ныне «традиционными ката» («Ден-то гата») или «ката стиля тигра» («ко-рю гата»).
В дополнение к трем основным ката Уэчи Канэем были добавлены еще пять комплексов, предназначенных для отработки техник, не отраженных в «традиционных ката». Они являются «тренировочными ката» («Танрен гата») и служат «переходным мостом» к глубокому пониманию «традиционных ката». Это: Каншива, Кончин, Сэйрю (созданные Уэчи Канэем, старшим сыном Уэчи Камбуна), Дай-ни Сэйсан (разработанная Уэхарой Сабуро, учеником Уэчи Канэя), и Сэйчин (созданная Итокадзу Сэики, еще одним учеником сына Патриарха).
Комплексы формальных упражнений изучаются в следующей последовательности:
1. Санчин (также называемый «Уэчи Санчин») – традиционный формальный комплекс,
2. Каншива – тренировочная форма,
3. Каншу («Дай-ни Сэйсан») – тренировочная форма,
4. Сэйчин – тренировочная форма,
5. Сэйсан – традиционный формальный комплекс,
6. Сэйрю – тренировочная форма,
7. Кончин – тренировочная форма,
8. Сансэйрю (также называемый «Сандайрю») – традиционный формальный комплекс.
Все ката выглядят очень мягко и пластично - один прием плавно переходит в другой и зачастую сопровождается резким шипением, называемым «КРИК ДРАКОНА».
Сегодня в арсенале школы Уэчи-рю каратэ-до - 8 Ката. Однако, несколько новых Ката разрабатываются сейчас Окинавской Ассоциацией Каратэ-до.
Некоторые направления Уэчи-рю и стили, происходящие от Уэчи-рю, ввели дополнительные ката в учебный процесс, такие как, например: «Рюко», «Шошу», «Сейюнчин», «Сейрючин», «Точин» и другие.
· Ката Санчин является важнейшим из формальных упражнений школы. Предназначено оно для овладения внутренней энергией «Ки», изучения базовых ударов и блоков, а также для освоения основной стойки, перемещения в ней и согласованности напряжения и расслабления, движения и дыхания.
«Ката Санчин необходимо выполнять по тридцать раз в день.
Если отрабатывать Ката Санчин всю жизнь, то не будет необходимости учить, что-либо ещё. В Санчин есть всё».
· Ката Сэйсан представляет классический набор основных приемов школы.
· Ката Сансэйрю заключает в себе техники атаки и защиты высшего уровня.
Название каждого ката имеет своё более точное значение, так как несет своё особое учение.
Симабукуро Юкинобу.
Уэти-рю каратэдо. Тюгоку-кара Окинава-э. Окинава-кара Фурансу-э
(«Каратэдо школы Уэти-рю. Путь из Китая на Окинаву и с Окинавы во Францию»). Токио, «Токё тосё сюппанкай», 2006, Перевод А.Горбылёва:
<<В школе Уэти-рю ката "Сантин" названо так - "Три боя" - с учётом его смысла и функции: подразумевается, что это ката позволяет ученику приобрести такую силу духа и такую физическую силу,
что он будет способен сразиться в трёх поединках подряд...
Название "Сэйтин", которое записывается иероглифами, которые вместе означают "десять боёв", означает приобретение уровня <<общего развития>> десятилетнего мальчика. В старину
десятилетний возраст считался возрастом приближающегося совершеннолетия. Название "Сэйтин" указывает, что ученик, начинающий изучать эту ката, достиг уровня, когда у него появляется понимание
устрашающей мощи и увлекательности каратэ...
Название следующего по программе ката - "Сэйсан" - означает "Тринадцать". Тринадцать лет - это возраст, когда в старину над юношей совершали обряд совершеннолетия. Таким образом, изучение этого
ката отмечает достижение определённого уровня мастерства и вхождение в число черных поясов школы...
Название "Сэйрю" - "Шестнадцать" - тоже связано с возрастной символикой. Оно указывает, что юноша, достигнув совершеннолетия в тринадцать лет, продолжает тренироваться и накапливать опыт, восходя
на новую ступень мастерства...
Наконец, название последнего ката Уэти-рю - "Сансэйрю" - "Тридцать шесть" - означает достижение учеником школы такого уровня технического мастерства и понимания тактики, когда боец способен выйти
живым даже из боя в полном окружении врагами. И действительно, это ката составлено из приемов нападения и защиты, которые выполняются с разворотами в разные стороны, что подразумевает отражение
атак, идущих с разных сторон>>.
Практика «КАТА» - «КАТА ГЭЙКО»
Изучать «ката» нужно не торопясь, доводя до совершенства каждое движение.
Практиковать «ката» нужно ежедневно, визуализируя противника до ощущения его физического присутствия и соблюдая основные принципы собственного состояния в бою. Ведь ката – и есть бой, как с самим собой (своими слабостью и ленью), так и с несколькими воображаемыми противниками.
Выполняя ката, вы показываете каждую свою технику в полном объеме. Выполняйте все движения полностью – никаких сокращений, смешиваний, размытых камаэ, расслабленных блоков и ударов в полсилы. Никаких «тайных» движений в ката Уэчи-рю нет – все должно демонстрироваться явно и в полной мере. Другой цели у ката нет. Если движения должны быть «сокрыты» или содержат важный секрет, то такое ката не должно выполняться перед чужими взглядами, но вы все равно должны практиковать каждое движение полностью. Применение техники еще можно сохранить в секрете, но исполнение техники должно быть полным.
Если не нужно бить, в тебе не должно быть никакой «жесткости». Боевой стиль Уэчи-рю – это - в основном упругие движения с хорошим выбором времени, не тратя впустую энергию на излишнюю и несвоевременную «твердость» или «напряженность».
«Будь подобным волнам океана - мягким как вода, но отнюдь не слабым. Следуй за естественным выбором времени между вспышкой энергии и ее затишьем, а за тем - бей с максимальной эффективностью».
В старину мастера боевых искусств знали, что надлежит несколько лет тренироваться, чтобы овладеть ката. Они не позволяли ученику приступать к разучиванию новой ката, прежде чем тот в совершенстве не усваивал предыдущую ката. Их опыт свидетельствует, как много труда, самопожертвования и преданности боевому искусству требуется от ученика. Чтобы разучить хотя бы одну ката. В прежние времена ТРИ года считались минимальным сроком, который уходит на мастерское овладение одной ката, - три года напряженных упражнений, в процессе, которых ученик начинает постигать, что же на самом деле означает КАТА. Ката – это каратэ, и каратэ – это ката.
Подлинное понимание ката помогает ученику четко осознать свою собственную сущность. Без знания ката, как и без помощи учителя, он не в состоянии отделить истину от предрассудка; он по прежнему будет глядеть на всё вокруг взглядом дилетанта, сколько бы он ни упражнялся в выполнении отдельных приёмов и каких бы успехов в этом не добивался. Ката идеально сочетает в себе психологию и техническое мастерство. Когда ученик постигает сокровенный смысл ката («гохуки») ему открывается сама сущность человека, его способность жить повседневной жизнью, равно как и способность сражаться. Цель ката – развивать в ученике умение обретать свою подлинную сущность, проникать в глубинные сферы своего материального «я» и постигать его положение в мире. Когда ученик научится гармонично исполнять ката, он обретёт внутреннюю гармонию.
Основополагающие концепции:
«Своевременность жесткости и мягкости» - 硬軟自在 【Конан Дзизай】
и «Тело напряжено и расслаблено» - 体の伸縮 【Карада-но Синсуку】 .
<<… «Карада-но Синсуку» (см. п. 19 «20 наставлений о
пути каратэ» Фунакоси Гитина) означает, что «тело напряжено и расслаблено», и подразумевает, что человек учится правильно чередовать напряжение и расслабление, выполняя те или
иные движения. Это основной принцип любых приёмов каратэ. Своего рода аналогию этому принципу представляют природные ритмы: расцвет и увядание, рост и убыль, становление и упадок.
В любом ката тоже чередуются нарастание и убывание, вот почему ката содержат движения, отвечающие принципу
напряжения и расслабления, или наоборот, - расслабления и напряжения. Чем дальше (по сути, но не по времени) отстоят друг от друга эти противоположные состояния, тем качественнее движение. Это
значит, что чем лучше человек научится расслабляться и напрягаться и быстрее переходить от одного состояния к другому, тем совершеннее будет его техника. Если человек не умеет чередовать
напряжение и расслабление, исполняя ката, то, как бы он ни был силён или хореографичен, какими бы динамичными и энергичными ни казались его действия, его техника плоха, как бы его не хвалили те к
кому он пришёл в гости на тренировку. Только его ПРЯМОЙ
наставник может критично и честно указать ему на этот фундаментальный недостаток, если только - это УЧИТЕЛЬ
и сам обладает этим знанием и владеет этими принципами.
Неумение правильно варьировать напряжение и расслабление нельзя объяснить одной лишь недостаточной физической
формой. Это неумение коренится глубоко в психике человека, в его отношении к жизни. Никакая тренировка не научит расслабляться, если в душе человек остаётся напряжён. Упражнения должны быть
нацелены на то, чтобы человек в любой ситуации мог балансировать между напряжением и расслаблением, между стремительностью и осторожностью, между закрытостью и открытостью, между умением отдавать
и стремлением брать.
Всё сказанное относится не только к ката, но и к жизни в целом. Если человека преследуют
неудачи, то виновато чаще всего не его невезение, а его неумение приспособиться к обстоятельствам, то есть неумение сохранить равновесие, проявляя активность в противоположных направлениях.
Как правило, это неумение приспособиться к обстоятельствам проявляется в определённой физической «зажатости»,
однако подлинная её причина кроется в страхе перед чем-то незнакомым, а попытки рационально объяснить этот страх лишь порождают предрассудки. Поэтому, ещё не привыкнув к происходящим изменениям,
человек начинает подменять действительность рациональными представлениями о ней. Это нарушает его душевное равновесие. Подсознательно человеком овладевает страх пред неизвестным; он блокирует его
восприятие действительности и реакцию на изменение ситуации, воплощенную в принципе: «глаза ясны, руки быстры» - 眼精手捷 【Гансэй сюсё】. Эти подсознательные ощущения входят в привычку и человек уже не в состоянии приспосабливаться к происходящему.
Этот психологический изъян можно исправить, вновь и вновь упражняясь в исполнении ката, но при этом целью
упражнений должен быть сам человек, а отнюдь не набор технических приёмов. Во время упражнений человек должен уделять особое внимание средней части тела (ХАРА) и приучаться
расширять свои психологические и физические возможности в обоих противоположных направлениях (напряжение – расслабление; активное – пассивное).
В принципе каждый может научиться этому, выполняя ката; главный секрет заключается в
том, чтобы развить в себе способность относиться ко всему с доверием. В первую очередь это проявляется в отношении к Учителю и школе (додзё), где он занимается
Подлинная ценность ката заключается не в том, что он (формальный комплекс) содержит
какие-то экстремальные элементы, а в том, что даёт возможность чередовать различные качества. Ценность ката вовсе не в том, чтобы достичь какого-либо из полюсов (сильное / слабое; твёрдое /
мягкое; медленное / быстрое; активное / пассивное и др.), а в том, чтобы обрести равновесие посередине, и только потом, обретя равновесие, можно вырабатывать свою
линию поведения во всём диапазоне, разделяющем полюса. Чем больше человек придерживается этой середины, как в своих поступках, так и в своих суждениях и, как следствие, в своих душевных
проявлениях, тем лучше он воплощает дух БУДО. Научиться этому можно лишь путём упражнений, направленных на выявление внутренних принципов, а не на внешнюю хореографию. От этого умения зависит не
только качество выполнения ката, но и вообще характер любого действия, любого поступка. Можно научиться этому, выполняя определённые ката, но при этом недостаточно повторять какие-то технические
приёмы. Нужно проникнуться идеалами БУДО, вжиться в его принципы и обрести в них смысл своей жизни. Ведь ката сама по себе не имеет определённой ценности, если ему (формальному комплексу) не
достаёт этого содержания. В противном случае ката представляет собой простой набор технических приёмов. В более печальном случае – при поверхностном понимании и самих технических действий
отраженных в ката, мы видим лишь более или менее искусный боевой танец… >>
Сегодня ряд старых мастеров говорит, что современное Уэчи-рю становиться силовым, зажатым. Очевиден основательный крен в сторону «ГО» и нарушение принципа «Конан Дзизай» (своевременности
применения жёсткости и мягкости). С другой стороны очевиден уход в сторону хореографии. И то и другое проявляется, прежде всего, в исполнении ката.
Причина в доминировании спортивного подхода в практике каратэ в целом – и Уэчи-рю к сожалению не исключение. Мягкие техники (заломы и броски) не отрабатываются – им нет места на соревнованиях.
Ритм ката, зарождение ударного усилия – подменяются «псевдохореографичной физухой», но при этом делаются попытки сохранить лицо стиля.
"Спортизация" каратэ выхолащивает многовариативность (удары, заломы, броски) техник зашитых в ката. Гениальность ката заключена как раз в их многоплановости и многоуровневости.
Приведу цитату из книги Тун Чжунъи "Приёмы китайской борьбы Шуайцзяо". Пер. с кит. С.Л. Березнюка. Стр. 33:
<<В современном цзюэди главное - повалить противника на землю, а удары руками и ногами оставленны на долю рукопашного боя; с прикладной точки зрения в древности эти системы были
взаимопроникающими, теперь они являются взаимно необходимыми; того, кто занимаясь боевыми искусствами, делает перекос лишь в одну сторону, вряд ли можно назвать всесторонне
развитым>>
И ещё одна цитата:"<<...>> одно и тоже движение становится если надо броском , если надо ударом , если надо работой с оружием. А само исполнение это лишь наилучшая реализация
усилия заложенного в данном движении".
Гениальность ката заключена как раз в их многоплановости и многоуровневости.
Если же рассматривать ката Уэчи-рю как тренировочный метод, то одна из их важнейших задач – научить следовать принципу «Конан Дзизай» при применении различных технических действий, основываясь на
методах, закладываемых в ката Санчин.
Таким образом, на начальном этапе при исполнении ката Уэчи-рю каждое техническое действие совершается отдельно – «имеет свое начало и окончание». Более того, исполнение «хиратэ маваси укэ»,
например, включает в себя два «мутими» или «яваракаса» - («мягкая сила» - форма «кимэ» при защитном движении). Все промежуточные камаэ – фиксированы. Для правильного чередования напряжения и
расслабления как раз и нужна неспешность при переходе от одного элемента к другому. Так нарабатывается «жёсткость» и точность траекторий каждого движения. Ката, при этом, выглядят несколько
«деревянно».
Далее переходят (или должны переходить) к практике «мягкости», ведь в мягкости – скорость. Промежуточные «камаэ» сводятся к минимуму, но не становятся «размытыми». Сохраняется сила движения,
возрастает скорость переходов от одного технического действия к другому, во всем присутствует «мягкая сила». Корпус при любом ударе – фронтален, вертикален и не подвижен. Принцип «санчин-но го
симэ» не нарушается. Амплитудность максимальная. Удар наносится не за счет «вталкивания» руки корпусом, а от локтя (как если бы вы ударили приклеившись одновременно и к сиденью и к спинке
тяжелого стула ). Ударные движения расслабленные и «сухие» с мгновенной разрядкой энергии в момент кимэ. При ударе рука выпрямляется полностью и не отдергивается («хикитэ») моментально, а как бы
разряжается в тело противника... Чередование "акэ" и "симэ"...
И так далее… «Конец, это лишь начало» - говорил Уэчи Канэй Сэнсэй.
Так что в бою можно будет наносить быстрые и сильные серии ударов в уязвимые зоны поражения, быстро маневрировать, выводя противника из равновесия и/или проходя ему за спину или предвосхищать и
опережать его атаки.
Тогда это Уэчи-рю - всё остальное остаётся более или менее искушенной пародией.
А сравнивать соревновательное или «показушное» исполнение ката Уэчи-рю, пытаясь понять стиль – бессмысленно. Так же как и практиковать спортивную версию исполнения ката. Это путь в тупик.