«СЭЙСАН»
Название ката «Сэйсан» переводится как «Тринадцать».
Обычно интерпретируется так:
- «Тринадцать способов атаки и защиты» или «Форма тринадцати позиций для атаки и защиты».
- Альтернативное значение: «Ката Тринадцатого Зала» - формальный комплекс, созданный, по преданию, в 13-ом тренировочном зале монастыря Шаолинь, с использованием технических действий разученных в предыдущих залах.
Однако, Шимабукуро Юкинобу Сэнсэй отмечает:
- "Название ката "СЭЙСАН" происходит от того, что в старину юноши проходили обряд совершеннолетия именно в этом возрасте. Таким образом изучение этого ката отмечает достижение определённого уровня мастерства и вхождение в число чёрных поясов (уровня "ЮДАНСЯ") школы".
Этот комплекс сочетает концепции Ката "САНЧИН" и ещё глубже разъясняет их применение в использовании различных технических действий.
Ката Сэйсан является древней традиционной формой, привезенной Уэчи Канбуном, основателем Уэчи-рю, из Китая.
Считается, что именно из движений Сэйсан были составлены практически все дополнительные (тренировочные) ката стиля, так как они определяют базовые тактические схемы ведения поединка, согласно
канонам школы.
Также изучается боевая расшифровка («Ката-но Бункай») движений этого ката. Экзаменационный "БУНКАЙ" этого формального комплекса основан, прежде всего, на демонстрации
некоторых техник описанных в трактате "БУБИСИ".
Ката «СЭЙСАН» (короткая версия) в исполнении УЭЧИ Канея Сэнсэя
Ката «СЭЙСАН» (длинная версия) в исполнении УЭЧИ Канея Сэнсэя
Ката «СЭЙСАН» в исполнении УЭЧИ Канея Сэнсэя (1981)
Ката «СЭЙСАН» («13») в исполнении ШИМАБУКУРО Сэнсэя и французской команды Уэчи-рю Каратэ-до (14 Ноября 2009 г.):
Ката «СЭЙСАН» в исполнении ТОМОЙОСЭ Рюко
Ката «СЭЙСАН» (вид спереди и с боку) и боевая расшифровка («БУНКАЙ») в исполнении СЕНАГА Йошидзуне
Ката «СЭЙСАН» в исполнении ШИНДЖО Киохиде
Ката «СЭЙСАН» в исполнении ГУШИ Шинъю
Неканоническое исполнение ката "Сэйсан"
Шимабукуро Сэнсэй так прокомментировал этот ролик:
<<Ката "Сэйсан" на этом видео исполняет один из учеников Томоёсэ Рюкичи, второго сына Томоёсэ Рюю. Видео снято Джорджем Мэттсоном, когда он приезжал в Вакаяму с Рюко Томоёсэ (старшим сыном Томоёсэ Рюю) в 1960-е годы.
Я спрашивал Тояма Сэйко Сэнсэя о разнице в их исполнении ката. Тояма Сэнсэй ответил, что Томоёсэ Рюю был сильным бойцом, но его исполнение Ката не отличалось правильностью, так как он был человеком "Дзиссэн" - "реального боя", а не традиционной практики.
Тояма Сэнсэй сказал мне, что аутентичное (истинное) исполнение Ката будет всегда сохраняться Патриархами Уэчи-рю, так как люди стараются отразить свою индивидуальность в практике Ката, тогда как Патриархи, напротив, стараются сохранить их первозданность>>.