(Kokoro wa hanatan koto o yosu)

6. Главное – не потерять своего сознания-сердца!

«Выражение «Главное — не потерять своего сознания!» принадлежит Сё Косэцу. В книге «Фудоти» — «Непоколебимая мудрость» (точнее «Фудоти симмё року» — Записи о божественной чудесности непоколебимой мудрости» — А. Г.), которую, как считается, дзэнский наставник Такуан вручил Ягю Тадзима-но ками, истолковав в ней высшие принципы искусства меча на основе высших принципов учения Дзэн, есть фрагмент, в котором об этом выражении Сё Косэцу говорится следующее (даю пере-вод на современный язык, чтобы было легче понять смысл): «Есть такое выражение — «искать утраченное сознание», и есть также выражение «главное — не потерять своего сознания».

 

«Искать утраченное сознание» — это выражение Мэн-цзы. Оно означает: найди и верни себе отделившееся от тебя сознание. Когда собака, кошка, курица или какая-то иная домашняя живность убегает прочь, поднимается переполох, потом ее идут искать и, отыскав, ведут домой. Точно так же, хотя сознание и является господином нашего тела, если оно ушло по дурному пути и пребывает вне дома, то мы должны отыскать его и сопроводить домой, ибо в противном случае это грозит нам самыми неприятными последствиями, — утверждает Мэн-цзы, и это вернейший совет.

 

Однако Сё Косэцу учит, что «главное — не потерять своего сознания!» Такая постановка вопроса радикально отличается от постановки вопроса у Мэн-цзы. Сё Косэцу вкладывает в свое выражение следующий смысл: «Если сознание посадить в темницу и привязать, словно кошку, то нашим телом нельзя будет и пошевелить. Но если использовать сознание правильно, не позволяя ему фиксироваться на вещах, окрашиваться ими, то сознание можно будет отбросить, и оно сможет путешествовать куда угодно».

 

Уровень, когда сознание фиксируется на каком-то объекте, и его нужно контролировать, командуя: «Не окрашивайся этим предметом! не фиксируйся на нем! Вернись!», — это уровень начальной тренировки. Лотос не пачкается от грязи, а потому не испытывает неудобства от того, что растет посреди грязи, не пачкается грязью, даже будучи опущен в нее, и хорошо отполированный кристаллический шар.

 

Точно так же и сознание должно быть таким, чтобы его можно было отпустить, куда оно пожелает. Удерживать свое сознание — значит, быть несвободным; держать его привязанным к себе — это начальный уровень; если всю жизнь ограничиваться этим, то никогда не сможешь подняться на более высокую ступень и останешься стоять на самой низшей.

 

Поэтому на тренировках допустим настрой на работу в соответствии с указанием Мэн-цзы: «ищи сознание», — но в чрезвычайной ситуации совершенно необходимо «не потерять сознание», как о том говорит Сё Косэцу.

 

Надеюсь, что благодаря столь подробному комментарию дзэнского наставника Такуана смысл этого пункта Наставлений ясен читателю».

 

Накасонэ Гэнва (1895-1978)

 

«БОЛЬШОЕ ОБОЗРЕНИЕ КАРАТЭДО», 1938

 

Перевод: ГОРБЫЛЁВ Алексей Михайлович

 

Вернуться к статье «Наследие МАСТЕРОВ»

 

Перейти к следующему комментарию