О, как приятно
лишь грести к
острову воинского искусства,
позабыв обо всём…
Мабуни КЭНВА (1889 – 1952)
Стихи, воспевающие тодэ (каратэ) кэмпо
«Мгновенный срыв захвата и удар…
Чудесный приём, приносящий победу, мгновенен, словно молния.
Если б знало эти приёмы больше людей,
Было б больше яростных бойцов на службе Родине.
Ключ к исправлению метущегося сознания –
В изучении и практике искусства тодэ (каратэ) кэмпо.»
Мацумото Дзёси
Правила старых школ кулачного искусства (КЭМПО)
Запреты для учащихся в школах воинского искусства
- Нельзя быть непочтительным к учителю.
- Нельзя злословить о друзьях.
- Нельзя нарушать приличия.
- Нельзя терять доверие.
- Нельзя украдкой перенимать искусство.
- Нельзя обманывать людей.
- Нельзя быть высокомерным.
- Нельзя судить о достоинствах и недостатках.
- Нельзя распутничать.
- Нельзя заигрывать с женщинами.
- Нельзя пьянствовать.
- Нельзя играть в азартные игры.
- Нельзя быть жадным.
- Нельзя воровать.
- Нельзя быть драчливым.
- Нельзя быть скрытным.
- Нельзя убивать.
- Нельзя выражаться дурно.
Десять категорий лиц, которым нельзя заниматься КЭМПО
- Душевнобольные;
- Любители азартных игр;
- Своевольные;
- Самодовольные;
- С разбойничьими повадками;
- Неискренние;
- Не имеющие чувства справедливости;
- Алчные;
- Распутные;
- Хилые.
Десять категорий людей, которым нельзя передавать учение
- Нельзя передавать учение тем, кто исповедует чуждое учение.
- Нельзя учить того, кто не понимает отношений между учителем и учеником.
- Нельзя учить того, кто лишен добродетели.
- Нельзя учить того, кто неспособен перенимать.
- Нельзя учить того, кто останавливается на полпути.
- Нельзя учить того, кто, разбогатев, забывает об учителе.
- Нельзя учить того, кто не желает воспринимать учение.
- Нельзя учить того, кто часто горячится и легко впадает в ярость.
- Нельзя учить того, кто не умеет умерять свои желания.
- Нельзя учить того, кто творит бесчинства.
Избранные изречения мастеров КЭМПО
- Заниматься воинским искусством (кемпо) и не заниматься внутренним достижением - значит прожить жизнь впустую.
- Найти хорошего учителя нелегко, найти хорошего ученика - еще труднее.
- Прежде чем учиться искусствам, познай ритуал. Прежде чем заняться воинским искусством, уясни, что есть добродетель (дэ).
- За тысячу слитков золота искусство не продавай, на перекрестке искусство отдай тому, кто его достоин.
- Смотришь на него - словно кроткая жена. Отнимаешь от него - как разъяренный тигр.
- Если учить не строго, кулачному искусству не выучиться правильно. Если не учить что-то одно, кулачное искусство не будет прочным.
- Учитель вводит в школу, успехи зависят от самого ученика.
- Узнать праведный путь легко, совершенствоваться в праведном пути трудно.
- Учиться кулачному искусству легко, переучиваться кулачному искусству трудно.
- В искусстве понять одно - значит понять все.
- Не учись бить других, сначала научись выносить удары других.
- Сиди, как колокол, стой, как сосна, двигайся, как ветер, лежи, как лук.
- Коли после занятий пройти сто шагов, до самой смерти не войдешь в аптеку.
- Кулачное искусство не сходит с руки.
- В кулачном искусстве, по сути, нет приемов.
- Один день позанимался - один день приобрел. Один день не позанимался - десять дней впустую.
- На вершок растянешься - на вершок станешь сильнее.
- Занимаясь кемпо, десять лет не показывайся миру.
- Сила не составляет кулачного искусства (кемпо), кулачное искусство не составляет достижения.
- Нет места, где бы ни было сферы. Нет места, где бы ни было кулачного искусства.
- Если в кемпо не жалеть сил, то и старик будет трудным противником.
- Позанимаешься кулачным искусством сто раз - и тело выправится само. Позанимаешься кулачным искусством тысячу раз - и правда проявится сама.
- Если будешь знать себя и знать соперника, в ста поединках будешь иметь сто побед.
- Нападаешь, не готовясь. Уходишь, не думая.
- Глаза и руки друг за другом следуют; где глаза, там и руки.
- Сначала посмотри, как сделать шаг, потом смотри, как выставить руку.
- На вершок меньше - на вершок искуснее.
- Удары руками - три части, удары ногами - семь частей. Для победы важно, чтобы руки и ноги действовали сообща.
- Если внутри нет движения, вовне не будет раскрытия.
- Когда что-то одно движется, нет ничего, что не двигалось бы. Когда что-то одно останавливается, нет ничего, что не остановилось.
- Снаружи тренируй мышцы и кости, внутри тренируй Единую энергию.
- Если хочешь поразить других своим искусством, нужно трудиться, не жалея себя.