Исследования боевых искусств однажды привели Брюса Ли к знакомству с
Уэчи-рю Каратэ-до.
(Фото-сессия в Академии Уэчи-рю Дж. Мэттсона на Кембридж Стрит)
Материалы с сайта: Uechi-ryu France
Уэчи-Рю Каратэ-До сегодня
Официальным преемником Уэчи Канбуна был объявлен его сын Канэи (1911 -1991). Он вернулся на Окинаву ещё раньше отца, в 1942 г., чтобы воссоздать в целостном виде школу великого Уэчи Канбуна. Ему помогает сын Томоёзэ Рюю - Томоёзэ Рюкю. В 1948 г. они вдвоём открывают на Окинаве, на высоком плато в местечке Футэнма, первый официальный зал, где начинают преподавать свою школу, дав ей официальное название Уэчи-рю. К тому времени уже была выработана чёткая концепция преподавания вне традиционной китайской среды. Это позволило устранить многие недоразумения, возникавшие из-за того, что Уэчи Канбун излишне усложнял стиль для японских последователей.
На Окинаве Уэчи-рю, с одной стороны, продолжало строгую закрытую традицию, взятую из южных китайских стилей, а с другой - начало медленно и, как потом оказалось, успешно продвигаться на Запад (результатом чего стало создание в США Академии Уэчи-рю Дж. Мэтсона, а затем и Американской ассоциации Уэчи-рю). Но на Западе уже существовала настоящая конкуренция. Зато на Окинаве авторитет Уэчи Канэи был огромен - именно он становится президентом созданной в мае 1956 г. Окинавской федерации каратэ-до, что фактически ознаменовало собой окончательное отделение окинавских боевых искусств от японского каратэ. Окинавская федерация каратэ-до первоначально включала в себя стили Годзю-рю, Уэчи-рю, Сёрин-рю (Кобаяси), Мацубаяси-рю. Первыми вице-президентами этой организации стали Нагаминэ Сёсин, Хига Сэйко.
Сегодня сын Уэчи Канэи - Уэчи Канмэи (1941 г.р.) является президентом Ассоциации Уэчи-рю каратэ.
Новые руководители стиля не стали возвращаться к полузакрытой системе преподавания. Например, они неоднократно демонстрировали свои навыки перед американскими солдатами - после войны на Окинаве была создана американская военная база. Также выступлениями перед «джи-ай» не брезговал тогда и пожилой Фунакоси - сохранились многочисленные фотографии, на которых он показывает своё мастерство перед американскими солдатами.
Сегодня зал Уэчи-рю в Футэнма является настоящей Меккой поклонников окинавских традиций кэмпо. По сути, Уэчи-рю стала одной из немногих школ, которые реально сохранили принцип сочетания боевой практики и духовного развития, присущий когда-то ранним окинавским боевым искусствам.
Но и школа Уэчи-рю претерпела изменения, во многом поддавшись запросам современного общества. Увеличилось число ката теперь помимо трёх классических комплексов - Санчин, Сэйсан и Сансэйрю - изучаются также Каншива, Каншу, Сэйчин, Сэйрю, Канчин.
По примеру японского каратэ была введена система поясов и данов, которая сегодня целиком совпадает с системой званий, принятой Окинавской Ассоциацией каратэ. Всего в Уэчи-рю существует десять ученических ступеней (кю) и десять инструкторских, или мастерских (дан). Все «кю» считаются временными: если ученик прекращает тренировки до того, как он получит чёрный пояс, и не возобновляет их в течение трёх или шести месяцев (в разных школах сроки различаются), его звание аннулируется.
Сегодня Уэчи-рю вместе с окинавским стилем Годзю-рю представляет в современном мире боевых искусств отдельное направление, называемое Сёрэй-рю или Наха-тэ.
В настоящее время на Окинаве действуют много организаций, практикующих как стиль Уэчи-рю Каратэ-до, так и стили созданные на его основе, объединяющих более 50 додзё в префектуре Окинава, около 30 додзё на основных островах Японии и более 120 додзё в других странах мира.
Кроме того, различные направления Уэчи-рю Каратэ-до преподаются мастерами не входящими в эти ассоциации из-за разницы во взглядах на пути развития школы.
РАЗВИТИЕ НАИМЕНОВАНИЯ СТИЛЯ:
虎拳 (HuQuan) =>
龍虎鶴拳 (LungHuHeQuan)=>
半硬軟拳 (BanYingRuanQuan или BunNgaangYunKyun) =>
パンガイヌーン流唐手術 (яп.: Pangainoon-ruy Karate-jutsu)=>
上地流空手道 (Uechi-ryu Karate-do)
«В боевых искусствах весьма сильна тенденция индивидуализации, когда каждый стремится продемонстрировать свою исключительность, в результате чего в будущем только Патриархи, которые неизменно сохраняют приверженность базовой технике, сохранят исконные ката, призванные служить эталоном, сохраняя тем самым истинность стиля».
Тояма Сэйко (1928-2009)
К счастью Патриархи Стиля, понимая всю опасность возможности вырождения школы, встали на защиту «стиля Уэчи». Решение было найдено в отделении направлений, отошедших от следования базовым принципам школы, в группу стилей Уэчи-рю Кэй - 上地流系 (дословно: «происходящие от стиля мастера Уэчи»).
Необходимо отметить, что хотя создатели этих направлений изучали Уэчи-рю и достигли высот в овладении этим стилем, они по той или иной причине отошли от основополагающих принципов стиля, и ныне представляют собственные школы, созданные ими на основе Уэчи-рю.
Эти версии, возможно, талантливы и эффективны, но это уже другая история …
Главное, чтобы при этом люди помнили и понимали, что любая профанация ведёт к дискредитации.
Погоня за массовостью и как следствие предоставление права преподавания стиля лицам, не знающим школу, прекращает передачу традиции и уничтожает изначальный Стиль.
Украшательство стиля ведёт к потере понимания принципов заложенных в основу метода, выхолащиванию его прикладной направленности и превращает в некий боевой танец.
Превращение стиля, созданного для ведения реального боя в спортивное единоборство, ведёт к потере стилевой индивидуальности и исчезновению собственно Стиля.
Как следствие, последователи, вовлеченные в этот процесс, рано или поздно уходят, унося с собой ошибочную убеждённость в неэффективности всех Традиционных Боевых Искусств так и не познакомившись с ними на самом деле!
Понимание этого необходимо!
Различия между стилями "внешне подобными" и Уэчи-рю.
Говоря о принципиальных отличиях новых стилей от Уэчи-рю можно указать на нарушение ими базовых принципов заложенных в Уэчи-рю:
- "Конан дзизай" (Своевременность жесткости и мягкости) - изменением ритма ката;
- "Гансэй сюсё" (Глаза остры, а руки быстры) - демонстративным понижением уровня низких стоек;
- "Санчин-но го симэ" ( Пять закрытий Санчин) - "разваливанием" низких стоек.
Эти "изменения" основ ведут к нарушениям в структуре каждых отдельных движений и технических действий и, как следствие, к изменению зарождения и реализации усилия (как в атакующих, так и в оборонительных действиях).
Это то, что касается тонкостей, не видимых, возможно, человеку не практикующему Уэчи-рю - ведь рисунок ката, в общем-то, похож.
Теперь о тактической составляющей.
Танцорам от каратэ (ни катистам, ни кумитистам) она (тактика боя на ближней дистанции) абсолютна не нужна - ну не вписывается в их понимание то, что не даёт баллов на соревнованиях:
"Бросковой техники <<...>> в Уэчи рю нет. И заломов типа цинь-на не практикуется <<...>>" - утверждает один из практиков нового стиля, к Уэчи-рю не относящийся.
Сразу понятно, что опыта даже пацанских драк он не имеет, да и сути многих движений в ката не понимает (или его так учат?). Как можно в ближнем бою обойтись без срывов захватов, без заломов и
бросков?
В ответ приведу цитату из книги Тун Чжунъи "Приёмы китайской борьбы Шуайцзяо". Пер. с кит. С.Л. Березнюка. Стр. 33:
<<В современном цзюэди главное - повалить противника на землю, а удары руками и ногами оставлены на долю рукопашного боя; с прикладной точки зрения в древности эти системы были
взаимопроникающими, теперь они являются взаимно необходимыми; того, кто занимаясь боевыми искусствами, делает перекос лишь в одну сторону, вряд ли можно назвать всесторонне
развитым>>.
Подведу черту:
Танцоры от каратэ ориентированы лишь на соревновательную практику: в КАТА - погоня за зрелищностью, в КУМИТЭ - погоня за баллами в рамках правил.
Цель - повышение зрелищности исполнения ката и зарабатывание очков в кумитэ на соревнованиях.
В итоге - при внешней схожести рисунка ката - стиль уже другой, а о боевой направленности - можно забыть.
Результат - размывание, вплоть до уничтожения исходного стиля (в данном случае - Уэчи-рю) и появление новых танцев от каратэ.
В их движениях абсолютно не присутствует присутствует Уэчи-рю ("стиль мастера Уэчи)!
Каноны – за Патриархами!
В очередной раз будучи в Москве в Октябре 2013 года, Шимабукуро Сэнсэй, зная, что у меня большая коллекция видеоматериалов, попросил меня показать ему видео исполнения ката практиками других направлений и ответвлений стиля. Комментируя то, что я ему показал, он отдельно остановился и так прокомментировал выше-размещённый ролик:
«Ката "Сэйсан" на этом видео исполняет один из учеников Томоёсэ Рюкичи, второго сына Томоёсэ Рюю. Видео снято Джорджем Мэттсоном, когда он приезжал в Вакаяму с Рюко Томоёсэ (старшим сыном Томоёсэ Рюю) в 1960-е годы.
Я спрашивал Тояма Сэйко Сэнсэя о разнице в их исполнении ката. Тояма Сэнсэй ответил, что Томоёсэ Рюю был сильным бойцом, но его исполнение Ката не отличалось правильностью, так как он был человеком "Дзиссэн" - "реального боя", а не традиционной практики.
Тояма Сэнсэй сказал мне, что аутентичное (истинное) исполнение Ката будет всегда сохраняться Патриархами Уэчи-рю, так как люди стараются отразить свою индивидуальность в практике Ката, тогда как Патриархи, напротив, стараются сохранить их первозданность».
Далее он посмотрел исполнение ката одного из ответвлений стиля, развивающегося и в нашей стране. На каждом техническом действии при исполнении ката он останавливал воспроизведение и указывал мне на то, с какого окинавского мастера скопировано то или иное движение.
«Для того чтобы так исполнять ката не нужно ездить к Учителям – достаточно посещать YouTube. Исполнитель не знаком с 理先業後 (Risen-Gyogo), а это - один из основных принципов стиля. Каждый Мастер, с коих скопированы эти движения, имеет свою трактовку исполнения ката и эта трактовка цельна и видна в каждом их движении на протяжении всех ката. Здесь же всё исполнение - это компиляция различных трактовок и идей различных мастеров, причём, не связанная единой логикой принципов! У этого человека нет Учителя! То, что люди не сведущие в стиле могут принять за «мощные ультракороткие действия» - всего лишь избыточное напряжение мышц плечевого пояса, а это уже нарушение 硬軟自在 (Konan-Jizai)! Это - не Уэчи-рю!» - был его вердикт.
Во время его пребывания в Москве в ходе мастер-класса участники семинара спросили Шимабукуро Сэнсэя:
«Почему наш учитель Игорь Горбунов ездит на тренировки только к Вам, а не к другим Учителям на Окинаву?»
Ответ был прост и однозначен:
«Ваш Учитель и мой Ученик Игорь предпочитает мою стряпню, а не крошки со столов других. Ведь иначе несварение будет у Вас!»
НАИМЕНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРАКТИКУЮЩИХ УЭЧИ-РЮ КАРАТЭ-ДО И
СТИЛЕЙ СОЗДАННЫХ НА ЕГО ОСНОВЕ
1. Организации, ассоциации, клубы и др., практикующие 上地流空手道 (Уэчи-рю Каратэ-до), входящие в состав группы Патриарха стиля (Уэчи-рю СОКЭ) или сотрудничающие с СОКЭ используют, с разрешения Патриарха стиля, в своих наименованиях (юридически закреплено за Патриархом Уэчи-рю):
- 上地流空手道修武館 (Uechi-ryu Karate-do Shubukan)、
- 上地流空手道協会 (Uechi-ryu Karate-do Kyokai)、
- 上地流空手道連盟 (Uechi-ryu Karate-do Renmei).
2. Организации, ассоциации, клубы и пр., практикующие свои - мастерские - версии стиля 上地流空手道 (Уэчи-рю Каратэ-до), дают указание на то, что это самостоятельная (мастерская) версия стиля - Kenyukaï, Kenseikai, Ryushikaï, Hozonkaï, Okikukaï и пр.
3. Организации, ассоциации, клубы и пр, создавшие новые стили на основе Уэчи-рю и изменившие название стиля как-то: Конан-рю, Ханконан-рю, Пангайнун-рю, Шохэй-рю и пр., при желании указать на своё происхождение от Уэчи-рю, добавляют к своему наименованию: 上地流系【Уэчи-рю Кэй】, где:
- 上地流【Уэчи-рю】 - стиль Уэчи;
- 系【Кэй】 - (семейное) происхождение, род, генеалогия, линия, генеалогическая линия.
Таким бразом, 上地流系【Уэчи-рю Кэй】 означает: «происходящий от стиля Уэчи» (это лишь указание на принадлежность по происхождению, а не название стиля и говорит о вторичности происхождения).
Плюс к этому, все вышеперечисленные организации, ассоциации, клубы и др. объединены общим термином:
-
上地系【Уэчи Кэй】 - линия (группа) Уэчи.
Так, например:
ОКИКУКАЙ ШОХЭЙ-РЮ
лингвистическая справка:
Наименование организации:
沖縄空手道協会 【Окинава каратэ-до Кйокай 】
«Ассоциация окинавского каратэ-до»
Сокращенно:
沖空会【ОкиКуКай】
Название практикуемого организацией стиля:
昭平流【Шохэй-рю】
«Стиль сияющей справедливости»
ОКИКУКАЙ
ШОХЭЙ-РЮ
историческая справка:
<<We dissolved the Uechiryu Karatedo Association for the sake of reform, and started over again in The Okinawa Karatedo Association in order to change our mental attitude on April 1st , the first year (1989th) of the Heisei, OKIKUKAI is its abbreviation.
We abandoned the use of the small ryuha name as an organization in order to cope with internationalization.
<<…>>
Introduction of Shoheiryu on November 16th 、1995. The Board of Directors of the Okinawa Karatedo Association created a new school (ryuha) and officially named it SHOHEIRYU...>>.
...
Перевод:
<<1-го Апреля в 1-й год эры Хэйсэй (1989 г.) мы, во имя реформ, вышли из состава Ассоциации Уэчи-рю Каратэ-до и начали работу в Ассоциации Окинавского Каратэ-до, сокращённо – ОКИКУКАЙ.
(Т.е. внесли раскол ещё при жизни УЭЧИ Канэя и бросили своего престарелого Учителя за 2 года до его смерти, что возможно повлияло и на его преждевременную кончину - прим. переводчика).
Мы, как организация, в целях международного развития отбросили использование названия маленькой школы (рюха).
(Т.е. отказались от использования наименования «Уэчи-рю» - прим. переводчика).
<<…>>
Официальное представление Шохэй-рю от 16 Ноября 1995 г. Совет Директоров Ассоциации Окинавского Каратэ-до создал навую школу (рюха) и официально назвал её Шохэй-рю… >>
Материалы с официального сайта «ОКИКУКАЙ»
Сертификат наименования «Шохэй-рю»
...
Примечание:
В ОКИКУКАЙ достаточно мастеров, бывших ранее учениками УЭЧИ Канэя и имеющих сегодня высшие Даны (8-10), но подавляющее большинство этих Данов получены в ОКИКУКАЙ Шохэй-рю, а не в Уэчи-рю Каратэ-до.
Кроме того, целый ряд организаций Уэчи-рю Каратэ-до на Окинаве не признают сертификаты и Даны выданные
ОКИКУКАЙ.