СТИЛИ-ПРЕДТЕЧИ УЭЧИ-РЮ КАРАТЭ-ДО
虎尊拳
«Хуцзунь Цюань»
(кулак почитания Тигра)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Этот стиль известен также под названиями Хучжуан Цюань - «Кулак столбов тигра» и Хусин Цюань - «Кулак формы тигра».
Его родиной является уезд Юнфу провинции Фуцзянь (ныне уезд Юнтай), поэтому Кулак формы тигра называют еще Юнфу Хуцзунь - «Почитание тигра из уезда Юнфу».
Для мастеров Кулака формы тигра тигр - царь зверей, самое почитаемое животное, а технике их стиля «кулачного искусства» придана «тигриная форма».
Считается, что последователь Кулака формы тигра, достигший успеха в овладении им, непременно завоюет почет и уважение — такие же, какими в животном мире пользуется царь зверей. Именно такой смысл заложен в названии «Хуцзунь».
Согласно одному из преданий, в эпоху Цин (1644-1911), в годы правления под девизом Юнчжэн (1723-1735), буддийский монах Течжу (鉄珠) - «Железная драгоценность» пришел в Южный Шаолинь из знаменитого Северного.
Чуть позже - в период правления под девизом Цяньлун (1736-1796), монах Течжу передал Кулак формы тигра жителю деревни Фукоу уезда Юнфу (ныне уезд Юнтай) по имени Ли Юаньчжу (李元珠).
Уже в преклонном возрасте Ли Юаньчжу передал Кулак формы тигра двум своим ученикам — Чжэн Дэнгуану (郑登光) и Ли Чжаобэю (李昭北).
Чжэн отточил технику «тигриного удара ногой» (хутуй), а Ли досконально разработал хитроумные способы применения «тигриных когтей» (хучжао).
С тех пор в обиходе жителей Фуцзяни прочно закрепилась поговорка «ноги Дэнгуана, руки Чжаобэя» как своего рода «знак качества».
Существует известная история, рассказываемая в Фучжоу, что однажды Ли Юаньчжу попросил своих учеников продемонстрировать их навыки.
Говорят, что Чжэн Дэнгуан ударил ногой один из больших деревянных столбов, поддерживающих потолочную балку зала. Столб от его удара сместился с каменного постамента на несколько сантиметров.
Затем Ли Чжаобэй ожесточенно атаковал тот же столб ударом «когти тигра», который оставил в древесине столба глубокие следы от пальцев бойца.
Эти отпечатки и по сей день можно увидеть в старом тренировочном зале стиля в Фучжоу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Кулак формы тигра достаточно точно копирует манеру боя и повадки царя джунглей. Для него характерны резкие скачки вперед, мощные рвущие удары «когтями». Роль внешней имитации здесь столь велика, что мастера стиля говорят: «Подражание форме и есть кулачное искусство». Даже в повседневной жизни от ученика Хусин-цюань требуют ходить легко и пружинисто, как кошка, немного согнув спину.
Воспроизводя движения полосатого хищника, боец и сам должен стать тигром, конечно, не буквально, а по психическому настрою. Как говорят мастера, ученик должен овладеть «волей» тигра, воплощающейся в яростных, но расчетливых бросках и ударах.
Большое внимание в Хусин-цюань уделяется «внутренней работе» (нэйгун). Она подразумевает овладение выведением ци из нижнего «киноварного поля» (дань-тянь) в ударную часть руки или ноги или в часть тела, принимающую удар противника: «ци возбуждается внутри и проявляется снаружи». Снаружи ци позволяет выдерживать удары противника, а внутри защищает внутренние органы. В момент максимального усилия при выполнении приема (фали — досл. «выброс силы») «внутреннее» и «внешнее» должны быть согласованы, тогда «внутренняя работа» усиливает «внешний выброс» (вайфа), «выброс силы» происходит как мощный взрыв (баофа), ци достигает крайних точек конечностей (шаоцзе).
В практике «внутренней работы» Хусин-цюань основанное внимание уделяется нижнему даньтянъ. При выполнении упражнений мысль (и) должна направлять поток ци, тогда тело заимствует силу ци, а ци помогает эффективной реализации боевых приемов. Таким образом, «внутренняя работа» проявляется снаружи (вай-сянь). Соответственно, важнейшим требованием является согласование «внутреннего» и «внешнего» (нэйвай сянхэ) при сохранении «формы» (син) приемов. Считается, что «форма» способна направлять поток ци, соответственно, ци и «форма» должны быть взаимосогласованны.
В технике «ведения ци» (юнь ци) различают тунь — «поглощение», «проглатывание» (т. е. вдох) и ту — «испускание», «выплевывание» (т. е. выдох). Вдох выполняется через рот, выдох — через сжатые зубы. Губы при выдохе растянуты, а зубы сцеплены в «львином оскале» (шицзуй). Выдох часто сопровождается сдавленным выкриком, поскольку считается, что «запирание» ци (би ци) увеличивает силу удара.
В технике «накопления ци» (сюй ци) различают «кормление» (ян) и «получение» (чэн).
«Проглатывание» и «выплевывание», «кормление» и «получение» ци при выполнении технических приемов должны быть скоординированы с «раскрытием» (кай) и «закрытием» (хэ), «всплыванием» (фу) и «погружением» (чэнь). Так, «закрытие» соотносится с «выплевыванием», «раскрытие» — с «проглатыванием», «всплывание» — с «кормлением», «погружение» — с «получением».
(читать подробнее о «внутренней работе»)
Бойцов Хусин-цюань отличают мощные, прочные стойки, которые называют «столбы тигра» (отсюда - одно из названий этого стиля), надежное «укоренение». Считается, что ноги должны быть подобны сваям, вколоченным глубоко в землю.
В «секретных наставлениях» стиля (цюанъцзюэ) говорится: «Упорно занимайся столбами, тренируя их чистоту. Когда опустишь ци в даньтянъ, сумеешь стать столь же крепким, как каменное изваяние»; «сила ног предельно велика, тренировка ног предельно важна»; «сидеть на «коне» нужно так, чтобы на передней ноге было три десятых веса, а на задней семь десятых (стойка саньцибу - А. Г.); при шаге носки обеих ног, иньской и янской, не разведены наружу (будин) и не направлены внутрь (буба), три точки (саньдянь), опускаясь на землю, тут же пускают в нее корни»; «стопы сжимают землю, а сила возбуждается, при перестановке стопы словно шлифуют камень»; «меридианы (цзыу) выправлены (дуаньчжэн), стопы плоские, поднятия рук, встряхивание туловищем и движения ног взаимоувязаны», «когда встречаешь атаку или сам приближаешься к противнику, поясница должна быть притоплена» (т.е. нужно в стойке «сидеть» - А. Г.)».
Для формирования стойки практикуются длительное стояние и тренировка переходов в низких позициях, причем внимание уделяется всем деталям шага: постановке стопы при шаге с концентрацией на центральной точке подошвы, сгибанию ног и так далее. Все перемещения бойца должны напоминать мягкую поступь кошки и быть естественными и свободными.
В технике Кулака формы тигра доминируют резкие мощные удары с короткой дистанции с резким выдохом (в Хусин-цюань различают четыре типа выброса ци, в зависимости от способа нанесения удара). «Усилие» рождается в пояснице и реализуется бьющей частью руки или ноги. Атака должна быть яростной, удары - обладать сокрушающей мощью.
Боец быстрым прыжком сближается с противником и наносит короткий удар, используя «твердое» усилие, это называется «длинный прыжок - короткий удар». Основные принципы техники Кулака формы тигра таковы: «Руки вращаются, как колеса повозки, ноги словно шлифуют камни. В технике рук - множество «изменений» (бянь), в технике ног - множество перемещений (и)».
В Хусин-цюань различают пять способов действий руками, которые, как и в Кулаке белого журавля, соотносятся с пятью первоэлементами. Визитной карточкой стиля являются рвущие удары «тигриными когтями» ху-чжао, для чего бойцы этой школы специальным образом укрепляют пальцы. Специфический импульс, идущий от стоп (досл. «сотрясение ног» - чэньцзяо) усиливает удары и блоки.
В наставлениях стиля о технике рук говорится: «Встретил «мост» (цяо) - разрушай его, нет «моста» - строй. Открывая для себя «ворота жизни» (шэнмэнъ), закрывай для противника «ворота смерти» (сымэнь)». «Применяй приемы по принципу «отец и сын» (фу-цзы), при этом «отец» и «сын» должны быть взаимоувязаны. Встретил «пустое пространство» (кун) — заполняй его, при этом «покупка» (май) и «продажа» (май) должны быть взаимоувязаны».
При использовании ударов ногами предписывается крайняя осторожность. Наставления мастеров Хусин-цюань на этот счет гласят: «Существует много способов применения ног, но при использовании всех их требуется исключительная осторожность». «Приподнял ногу всего на три фэня, а под ней уже пустота; если только не садишься на коня, не поднимай ногу». Соответственно, удары ногами наносятся преимущественно на нижнем уровне. Чтобы избежать повреждений, ноги обрабатывают травяными отварами.
Тактика боя в стиле Хусин-цюань строится на контратаках, принцип школы гласит: «сначала защита, потом нападение».
В отличие от многих других стилей ушу, где советуют преодолевать силу с помощью мягкости-податливости (жоу), Хусин-цюань проповедует иной принцип: «Сочетай твердый вход и твердую атаку, с помощью твердости (ган) одолевай твердость». «Наноси удар, будто бьешь железом; выпускай когти, словно тигр бросается на добычу», - гласит наставление школы. Тем не менее, имеются в этом стиле и «мягкие» «методы».
О последних наставления стиля гласят: «Видишь силу - заимствуй силу», «видишь силу - измени силу».
В технике рук находят применение «проглатывание» и «выплевывание», «всплывание» и «погружение». Здесь «проглатывание» соотносится с «получением» (шоу). Сущность «получения» - «пустота» (сюй), в которую проваливается удар противника. «Выплевывание» же соотносится со «связанностью» (лянь), сущность которой - «полнота» (ши). «Всплывание» соотносится с «кормлением», сущность которого - «удержание» (чи). С помощью «удержания» поглощается сила противника. «Погружение» суть «получение», которое есть не что иное, как «восполнение» (сюй). С помощью «восполнения» («продолжения») атакуют «слабость» (жо) противника. При «выбросе силы» в ударе рука должна быть максимально «твердой», а при «изменении» — максимально «мягкой». Таким образом, в «твердости» присутствует «мягкость», а «мягкость» несет с собой «твердость». Последователь Хусин - цю-ань должен воспитывать в себе «твердость», но знать и «мягкость»; уметь использовать «мягкость» таким образом, чтобы в ней была скрыта «твердость».
Специальные методы
Специальные методы тренировки (гунфа) в Кулаке формы тигра включают такие упражнения, как:
- «стояние столбом» (чжаньчжуан),
- «ведение ци» (юнь ци),
- «техника боя в положении руки в упоре» (каоцзи),
- «махи воинским камнем» (ууши),
- «махи каменными замками» (ушисо),
- «махи железной алебардой» (утедадао),
- «удары по мешку с песком» (дашадай),
- «удары по деревянному столбу» (дамучжуан),
- «тычки в кадушку» (чатун),
- «тычки в тысячеслойную бумагу» (чацяньцэнчжи),
- «удержание винных кувшинов в когтях» (чжу-ацзютань),
- «сжимание комков хлопка» (жоумянь-туань).
«Стояние столбом»
«Стояние столбом», как и во многих других стилях, используется в Хусин-цюань в качестве одного из методов тренировки для освоения стоек и развития силы ног. Это упражнение считается совершенно обязательным для начинающих. В Кулаке формы тигра в тренировке чжаньчжуан выделяют два основных этапа. На первом практикуют стояние в «стойке всадника» цимабу или в стойке саньцибу длительностью от трех до пяти минут на один подход. Задача — приучить ноги «держать» стойку длительное время. На втором этапе «столбовое стояние» либо координируется с «ведением ци» (юнь ци), либо усложняется за счет использования отягощений. Длительность одного подхода — пять-десять минут. Основными задачами этапа являются совершенствование контроля за потоком ци и наращивание физической силы.
«Ведение ци»
Термином «ведение ци» в Хусин-цюань называют упражнения цигун. На начальном этапе практикуется «ведение ци» в стойке пинма. Для правильного выполнения в стойке необходимо подтянуть таз, так, чтобы копчик смотрел отвесно вниз, и, соответственно, поднять область даньтянъ. Постепенно время фиксации стойки увеличивается, а упражнение усложняется: «ведение ци» координируется с различными вариантами «столбового стояния», а также с различными перемещениями. На выполнение таких упражнений выделяется 20—30 минут в день.
Когда занимающийся научается мысленно (и) контролировать поток ци, он учится координировать управление потоком ци с выполнением базового тренировочного комплекса Саньцзянь. Упражнения по «ведению ци» требуют освободить сознание от всех беспорядочных мыслей, привести «форму» (син) и мысль-волю (и) в согласие, чтобы воля-и могла направлять ци. «Проглатывание» и «выплевывание», «всплывание» и «погружение» должны быть согласованны и помогать друг другу.
«Техника боя в положении руки в упоре»
«Техника боя в положении руки в упоре» (каоцзи) — это вариант упражнения «липкие руки». При его выполнении два партнера упираются предплечьем в предплечье или голенью в голень и стараются вывести друг друга из равновесия, используя толчки, уводы рук противника и другие действия. Возможные при этом приемы почти не регламентированы, по сути, в рамках определенных правил, требующих сохранять соприкосновение рук (ног), использовать только толчки и захваты, идет свободный бой, направленный на выявление победителя.
Существуют несколько способов выполнения каоцзи. Во-первых, различают толкание руками и ногами — соответственно, шанцзи («верхняя техника» и сяцзи («нижняя техника»). В технике «толкания руками» различают также «технику упора одной рукой» (данъцзи) и «технику упора обеими руками» (шуанцзи).
Практика каоцзи вырабатывает навыки защиты на ближней дистанции, учит применению приемов, умению перемещаться и «изменяться» сообразно действиям противника, развивает ловкость и реакцию. При этом такой способ проведения тренировочного «вольного боя» сравнительно безопасен, поскольку достигать победы требуется техникой, а не дурной силой.
В Хусин-цюань упражнение каоцзи, встречающееся и в некоторых других стилях, называют также цзюнь-цзыцзи — «техника благородного мужа».
Формальные комплексы - таолу:
таолу без оружия:
- Саньцзянь — «Три выстрела» («Три стрелы»; Саньчжань-цюань — «Кулак трех схваток в форме тигра»),
- Сымэнь — «Четверо врат» (Сымэнь-цюань — «Кулак четырех врат»),
- Уцзи-цюань — «Кулак пяти основ»,
- Багуа-цюань — «Кулак восьми триграмм»,
- Каньгуа-цюань — «Кулак триграммы «Кань»,
- Саньшилюшоу — «36 рук»,
- Ибайлинбаши — «108 позиций»,
- Мэнху сяшань — «Свирепый тигр спускается с горы»,
- Улэй шантянь — «Пять громов восходят на небо»,
- Цзяодуань — «Короткий рог»,
- Цзяньшоу — «Срезающие (хлещущие) руки»,
- Цяньцзыда — «Удары по иероглифу Цянь-Тысяча»,
- Хуцзай шэнь яо — «Тигренок тянет поясницу» («Тигренок потягивается»),
- Мэнху си чжао — «Свирепый тигр моет когти»,
- Пудиху — «Тигр припадает к земле»,
- Тайцзы ю чэн — «Наследник престола гуляет по городу»,
- Гуань-гун лао Сюй — «Гуань-гун тащит Сюя»,
- Гуань-гун то дао — «Гуань-гун держит алебарду»,
- Жи-юэ лянь-хуань цзяо — «Непрерывные удары солнечной (правой) и лунной (левой) ногами»,
- Хусин уцзи цюань — «Кулак пяти приемов в тигриной форме»;
таолу с оружием:
- Би цзе и — «Кисть устанавливает справедливость»,
- Лансянь — «Волчья метла»,
- Чжанъэр чжан цишиэр бу — «72 шага с палкой в один чжан и два чи»
- Цимэйчжан — «Посох высотой до бровей»;
парные таолу:
- Шуанхуде — «Два тигра брыкаются лапами»,
- Лянху сянтоу — «Два тигра сражаются друг с другом»,
- Саньчжаньчуй дуйда — «Тренировка в паре ударов из комплекса Саньчжань»,
- Убутоу дуйлянь — «Парная тренировка в пяти первых шагах»,
- Дуйчжан — «Против палки».
По материалам:
А. Горбылёв (с разрешения автора): «ХИДЭН», выпуск 3;
С. Березнюк: http://nanquan.narod.ru/styles/huxing.html.