СТИЛИ-ПРЕДТЕЧИ УЭЧИ-РЮ КАРАТЭ-ДО
白鶴拳
«Байхэ Цюань»
(кулак белого журавля)
Знаменитый фуцзяньский Белый журавль - 白鹤拳 байхэцюань (кулак белого журавля) родился в эпоху Цин (1644—1911).
Эффективность этого стиля определила его широкое распространение, сначала на юге континентального Китая, а позднее на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.
Постепенно из лона Байхэ-цюань выделился целый ряд дочерних стилей: Цзунхэ-цюань, Минхэ-цюань, Фэйхэ-цю-ань, Шихэ-цюань, Сухэ-цюань и другие.
Благодаря общему происхождению, эти стили довольно близки друг другу. Так, все журавлиные стили Фуцзяни роднит использование в качестве базового комплекса Саньчжань - «Три схватки», другие варианты названия: «Саньчжэн» — «Три правильности», «Саньцзянь» — «Три стрелы» и др.
Правда, варианты этого комплекса в разных стилях могут существенно отличаться друг от друга.
Во всех стилях журавля прорабатывают опускание «внутренней ци» в нижний энергетический центр данътянъ, учат задействовать даньтянь при выполнении технических приемов, координируя «внутреннее» (нэй) и «внешнее» (вай), использовать два вида усилия — «светлое» (ян) и «темное» (инь).
Стойки должны быть прочными, словно ноги пустили корни в землю. Стопы в стойках либо поставлены параллельно, либо повернуты внутрь, колени сведены для защиты половых органов. Руки в боевой изготовке для эффективной защиты срединной линии, на которой расположены многочисленные уязвимые точки, держат перед собой, опустив и сведя локти.
К нему же, возможно, восходит и знаменитый ныне на весь мир Юнчунь-цюань (Виньчун).
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Создание Кулака белого журавля (白鹤拳 - байхэцюань) предания приписывают девушке по имени Фан Цинян (方七娘), дочери мастера «кулачного искусства» Фан Чжуна (方掌光).
Фан Чжун (в другом варианте - Фан Чжангуан), предположительно, родился при династии Цин, в годы правления под девизом Канси (1662-1723), и жил в уезде Лишуй округа Чучжоу провинции Чжэцзян. Его семья была очень богата, а сам он, как гласит предание, был благородным человеком, увлекался шаолиньским «кулачным искусством» и учился у разных мастеров. Утверждают, что он прекрасно владел Шаолиньским кулаком архатов.
Когда Чжуну было шестьдесят, умерла его жена, и все тяготы по ведению хозяйства, заботы о пожилом родителе легли на плечи его шестнадцатилетней дочери Цинян.
Это была замечательная красавица, но интересы у нее были скорее мужские: вслед за отцом она к его радости увлеклась цюаньфа и тренировалась целыми днями. Довольный Фан Чжун мечтал передать ей все секреты шаолиньского боевого искусства, но дочери никак не удавалось в полной мере овладеть сложной техникой, рассчитанной на физически сильного мужчину. Тогда Фан Чжун решил передать знания зятю - мужу Цинян по имени Чэнь Дуйси.
Однако этот Чэнь, переняв умения тестя, неожиданно сбежал в неизвестном направлении, и с тех пор его не видали. А Фан Цинян, хранившая верность мужу, переживая свое горе, затворилась в храме Байлянь-сы. Там, в процессе наблюдений за журавлями, у нее и родилась мысль разработать новый стиль цюаньфа, реализующий принцип журавлиного «усилия» (цзинь) и увеличения мощи ударов и блоков за счет правильного использования потоков жизненной энергии ци.
Предание о «прозрении» Фан Цинян, когда ей открылись секреты журавлиной энергетики и «усилия», которые можно было бы приложить к «кулачному искусству», чтобы сделать его эффективнее, в разных районах Фуцзяни пересказывают в разных вариациях, порой мистифицируя.
Согласно одному из предания, однажды Цинян ткала, сидя во дворе храма Байлянь-сы, позже переименованного в «Цзяолянь-сы» — «Храм совершенствования в учении». Вдруг она увидела, что прилетел большой белый журавль и приземлился на крышу храма. Девушка некоторое время наблюдала за тем, как журавль махал крыльями, вытанцовывал, переставляя ноги, выщипывал клювом перья, подбирал корм, вытягивая шею.
Потом она решила вспугнуть птицу и бросила в нее ткацкий челнок, но журавль ловко отскочил в сторону, и челнок пролетел мимо. Тогда Цинян бросила в птицу бердо, но журавль отбил ее мощным ударом крыла, так что бердо улетело далеко в сторону. Всё это очень заинтересовало девушку, она долгое время внимательно изучала повадки журавля, характер его движений, способы генерирования силы. Подсмотренные у журавля способы «усилия» она соединила с техникой шаолиньского «кулачного искусства» и в конечном итоге создала новый стиль, который назвала «Кулак белого журавля».
Согласно окинавской «Книге о боевой подготовке» («Бубиси»), содержащей краткие описания техники и методики Кулака белого журавля и Кулака архатов, а также ряд преданий, Цинян «потребовалось три года, чтобы научиться» новому стилю, а в юнчуньских «Генеалогиях кулачного искусства белого журавля» («Байхэ цюаньпу») говорится просто, что на овладение этим искусством девушка потратила много лет. Как бы то ни было, в итоге усилиями Фан Цинян родился новый стиль, соединивший в себе технику Кулака архатов и новые «журавлиные» приемы.
Однажды Цзэн Сы, ученик Янь Циданя, который изучал технику Кулака белого журавля у Е Пуси из уезда Тунъань провинции Фуцзянь, в свою очередь недолго учившегося у Фан Цинян, попросился в ученики к самой Цинян, а та, убедившись, что он человек простой и искренний, утонченного вкуса, весьма способный, да к тому же красавец, согласилась учить его своему Белому журавлю.
Шли дни и месяцы. Фан Цинян и Цзэн Сы почти не расставались, и постепенно между ними зародилась любовь. Спустя еще некоторое время они поженились, и впоследствии у них родилось три сына.
Более десяти лет тренировался Цзэн Сы под руководством супруги, пока не овладел всеми секретами Байхэ-цюань и не достиг подлинного мастерства. Рассказывают, что, когда он вставал в стойку саньчжань, он походил на могучее дерево, мощными корнями вцепившееся в землю. Когда выполнял упражнения раздела нэй-гун («внутренняя работа»), его ци «достигало каждого сустава». Перемещения вперед и назад, «пустота» и «полнота» в технических приемах, чередование вдохов и выдохов, повышение и опускание центра тяжести - всё это Цзэн Сы выполнял величественно и грациозно. Достигнув такого умения, он стал совершать далекие путешествия, чтобы распространить Байхэ-цюань по всей Поднебесной.
Однако тучи уже сгущались над семьей мастеров Кулака белого журавля. Храм Цзяолянь-сы, который, якобы, являлся одним из тайных центров антицинской борьбы, атаковал отряд маньчжуров. Храм был подожжен. В пламени погиб Фан Чжун, а сама Цинян, спасая детей, бежала от неминуемой смерти.
Некоторое время Фан странствовала, разыскивая мужа, зарабатывая на жизнь продажей лекарств. В конце концов, ей удалось найти Цзэн Сы, и они вместе отправились в соседнюю Фуцзянь, где поселились в городе Фунин на северо-востоке провинции (ныне уезд Сяпу). Там, у Западных ворот, они открыли «двор ушу» и начали вместе преподавать Байхэ-цюань. Однако местонахождение супругов стало известно маньчжурам, продолжавшим охоту за ними, и семейной паре вновь пришлось бежать, на этот раз — на юг Фуцзяни, на родину Цзэн Сы, в Юнчунь.
Расположенный в глубине гор, Юнчунь, куда в те времена вела единственная дорога, был идеальным местом, чтобы спрятаться от преследования властей. Супруги поселились в небольшом поселке Хоумяо, располагавшемся неподалеку от западных ворот города, в пригороде Гуаньчжэнь, у подножия горы Тяньма. Вскоре после переезда они на 100 дней открыли «помост для боев» (лэйтай) на площади в храме Гуанъинь-сы в Хоумянь и бросили вызов представителям других школ цюаньфа. Успешно одолев всех соперников, они утвердили в Юнчуне Байхэ-цюань. С тех пор Юнчунь стал главным центром практики Кулака белого журавля.
Изложенные факты в основном находят подтверждение в разных источниках.
Это и «Хроника уезда Юнчунь» («Юнчунь сянь чжи»), и генеалогическая книга (пу) Кулака белого журавля, и семейная хроника (цзяпу) клана Чжэн.
Так, в «Хронике уезда Юнчунь», в разделе «Предание о технике Фан», сообщается:
«Чжэн Ли из Фэнли овладел цюаньфа. В годы правления под девизом Цяньлун (1736—1796) Фан Цинян и ее муж Цзэн Сы, совершив преступление, бежали в Юнчунь. Отец Чжэн Ли, Чжэн Мин, попытался сразиться с ними, но не сумел совладать и получил ранение, от которого скончался. В качестве своей последней воли он велел Чжэн Ли учиться у Фан Цинян, и Ли стал ее учеником вместе с другими людьми, всего числом 24, включая Линь Чуя, Я Ху».
В старину Юнчунь был совсем небольшим городком, затерянным в горах. А это значит, что потенциальных учеников у профессиональных преподавателей ушу здесь было не так уж много.
Когда все желающие немного поднаторели в технике «кулачного боя», и приток новых учеников прекратился, Фан Цинян и Цзэн Сы, не имевшие здесь даже клочка земли, наверняка, должны были испытывать трудности с заработком. Логичным выходом из ситуации был бы переезд на новое место жительства, желательно туда, где можно было найти учеников в достаточном количестве. Более удачный вариант, чем густонаселенная провинция Гуандун, вряд ли можно было придумать. И действительно, в Гуандуне существуют стили, несущие на себе следы влияния Байхэ-цюань.
Прежде всего, это широко известный во всем мире Юнчунь-цюань (Винчун), основательницей которого, по одной из версий, как две капли воды похожей на предание о создании Кулака белого журавля, считается девушка по имени Фан Юнчунь. Как считает Киндзё Акио, японский исследователь боевых искусств, здесь может быть только одно объяснение: спасаясь от преследований, Фан Цинян, переехав в Гуандун, изменила свое имя и в память о гостеприимном городке на родине мужа стала именоваться Юнчунь.
К этому времени ее стиль уже мог претерпеть существенные изменения. Этот обновленный стиль, видимо, и явился фундаментом Юнчунь-цюань, который, тем не менее, сохраняет много общего с различными ответвлениями фуцзяньского Белого журавля. В частности, базовое таолу Юнчунь-цюань Сяоняньтоу («Малые вращения головами», под «головами» имеются в виду кисти рук) имеет много общего с таолу Бафэньцунь («Восемь десятых цуня») и Байхэ цзефа («Техника проработки суставов Белого журавля») Юнчуньского кулака белого журавля.
В годы правлений под девизами Тунчжи (1861— 1874) и Гуансюй (1875—1908) знаменитый мастер стиля Юнчунь Байхэ-цюань Пань Чжэньтуань, носивший прозвище «Цзяньюань» («Проницательность и совершенство»), и его ученики, в том числе сюцай военного дела Пань Шифэн (1859—1931), существенно реформировали Юнчуньский кулак белого журавля. Они усовершенствовали старые таолу и разработали ряд новых.
Благодаря этому структура обучения стилю стала значительно более систематической, а само его содержание существенно обогатилось.
Наконец, в 1928 году делегация из Юнчуня, в составе которой были мастера Кулака белого журавля Пань Шифэн, Пань Сяодэ и еще десять человек, приняла участие в Первых государственных испытаниях в Нанкине, причем Пань Шифэн, в 1920-е годы, когда на юге шла гражданская война всех со всеми, преподававший боевые искусства в деревне Цзимэйсюэ-цунь, занял 1-е место в категории «пожилых участников».
По возвращении домой, зимой того же 1928 года они открыли «Филиал Центрального института гошу («национального искусства») в городе Юнчунь провинции Фуцзянь». Это учебное заведение сыграло важную роль в распространении Юнчунь байхэ-цюань в Фуцзяни. И ныне этот стиль распространен практически по всей провинции.
Большой личный вклад в распространение Юнчуньского кулака белого журавля внес наставник Пань Шифэн, сначала проректор, а потом и ректор Юнчуньского филиала Центрального института гошу. В 1929 году он принял участие в создании Миньнаньского союза гошу, выезжал для преподавания Юнчунь байхэ-цюань в Сингапур и Малайзию, создавал там институты гошу и воспитывал учеников. В 1930 году Пань Шифэн стал преподавателем ушу в районе Цзимэйсюэ и в университете города Сямэнь.
Близким соратником Пань Шифэна был Пань Сяо-дэ (1881—1969), начавший изучать Юнчунь байхэ-цюань под руководством Пань Чжэньтуаня в восьмилетнем возрасте. Помимо того, что он вместе с Пань Шифэном принимал участие в Первых государственных испытаниях по гошу и в создании Миньнаньского союза гошу, в 1933—35 годах Пань Сяодэ был ректором Юнчуньского филиала Центрального института гошу, в 1935 году принял участие в Седьмых провинциальных спортивных играх. После 1952 года был участником различных состязаний по ушу провинциального и местного уровня, как в качестве спортсмена, так и в качестве судьи.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
В стиле Юнчунь байхэ-цюань «форма» (син) имитирует «форму» журавля, причем имитации придается столь большое внимание, что мастера говорят: «Журавлиная «форма» и есть кулачное искусство».
Техника находится в гармонии с ритмом дыхания. Поэтому при выполнении приемов боец Юнчунь байхэ-цюань то поднимается, то опускается, выпрямляется и оседает. «Дух» (шэнь) и жизненная энергия ци свободно текут.
Движения кажутся твердыми (ган), но не твердые; кажется мягкими (жоу), но не мягкие. «Усилие» упругое и мощное. Физическое действие и направление потока ци скоординированы, поэтому приемы мощные. Для проявления максимальной силы активно используются боевые выкрики. «Испускание ци» при выдохе рождает мощь.
При ударе рука в движении мягкая (жоу), а в момент касания с целыо становится твердой (ган).
В технике рук господствуют «короткие мосты» (дуань-цяо) — короткие удары и блоки. В атаке ударами — постоянные «изменения». Перемещения — быстрые и ловкие.
Чрезвычайно большое внимание в Юнчунь байхэ-цюань уделяется правильной позиции. Детальные правила существуют для каждой части тела. Далее мы перечислим важнейшие требования к позиции.
Требования к положению головы:
- Макушка должна быть расположена горизонтально, голову нужно держать вертикально. Лицо должно быть поставлено отвесно.
- Зубы сомкнуты и выдвинуты вперед, как клюв у кричащего петуха.
- Рычание подобно тигриному рыку.
- Рот раскрывается, как пасть у Ковша.
- Глаза круглые, как у карпа. Язык облизывает небо.
- Нос, как у льва.
- Глаза наблюдают за всеми четырьмя сторонами, уши слушают в восьми направлениях.
- «Дух» (шэнь) ходит взад и вперед, видит далеко влево и вправо.
Требования к рукам:
- «Внутри все части (цзе) рук твердые, как железо, а снаружи мягкие, как вата.
- Плечи опущены, локти свешены отвесно вниз, кисти мягкие, как вата».
Требования к ногам:
- Приподнял ногу всего на три фэня, и под ней уже пустота, потому не поднимай ногу в ударе выше живота.
- Если нужно поднять ногу — поднимай решительно, если нужно опустить ногу — опускай без промедления.
- Сначала научись опускать ногу, используя силу инь, причем опускай ногу так, чтобы она сразу же врастала корнями в землю.
- Потом научись поднимать ногу, используя силу ян, при этом нога, которую поднимаешь, должна быть как медная стена, а опорная нога — как железное основание.
Требования к туловищу, к пояснице:
- Туловище держи прямо, держись округло и свободно.
- Подними мотню вверх (т.е. подтяни таз вверх — А. Г.) и держи ци в узде, внимание сосредоточь на точке даньтянь.
- Сила поднимается вверх от стоп, гром рождается в земле, накапливается в пояснице, испускается руками.
- Подними даньтянъ, прояви восемь триграмм, включи в движение силу поясницы, подтяни копчик.
- Живот внутри должен быть твердым, как железо, а снаружи мягким, как вата.
Детально разработаны в Юнчунь байхэ-цюань и рекомендации по тактике боя:
- В бою встречай силу противника руками.
- Начинай движение позже него, а заканчивай раньше (досл. «испускай силу позже, а достигай цели раньше»).
- В работе рук и ног — согласие и порядок, усилия тела объединены и гармонизированы.
- В движение входит и покой, это называется «сила ветра» (фэнли). Покой несет в себе движение, это называется «сила дождя»(юйли). Относись к «силе ветра» и к «силе дождя» с полной серьезностью. Мощь в движении такая, словно ломаешь бамбук. Движение и покой четко различаются. В наступлении и отступлении изменяйся, в статической позиции накапливай силу.
- Сначала осмотри позицию (ши) противника. Потом изучи его «форму» (син). Оцени «полноту» (ши) и «пустоту» (сюй). Пойми его психологическое состояние (синь).
- Наблюдая за головой противника, узнаешь его движение и покой. Наблюдая за его плечами, узнаешь, что делают его руки и ноги. Если хочешь совершить движение — изменяйся. Выброс силы — как выстрел из лука. Видишь движение — единым ци направляй силу. Когда движение ци правильное, она не застаивается, и тогда огонь сам собою воспламеняется. «Пустота» (сюй) должна быть пустой, а «полнота» (ши) — полной. В то же время «пустота» не пустая, а «полнота» — не полная.
- Если хочешь нанести удар вниз, сначала нанеси удар вверх. Хочешь нанести удар на востоке, сначала нанеси удар на западе.
- Встретился с «твердостью» (ган) — используй «мягкость» (жоу). Встретился с «мягкостью» (жоу) — используй «твердость» (ган). Обнаружил пустое пространство (кун), проникай в него. Обнаружил «ворота» (мэнъ) — входи. Если есть «мост» (цяо), переходи по нему. Если нет «моста» — построй сам. Затягиваешь противника, чтобы он перешел «мост», — перейди «мост» сам. Если же противник перешел по «мосту», немедленно разрушай «мост», не позволяй ему использовать «мост». Занимая позицию, не позволяй своим планам обнаружиться.
- Ноги наступают, и руки тут же приходят в движение. Руки приходят в движение, и ноги тут же наступают. Если ноги наступают, а руки не движутся, то нет силы. Если руки движутся, а ноги не наступают, то нет позиции. Если нет позиции, не сможешь причинить ущерб противнику. Если нет позиции, то сам получишь ущерб от действий противника.
- Видишь силу — породи силу. Видишь силу — откажись от силы. Видишь силу — заимствуй силу. Видишь силу — трансформируй силу.
- Сначала тунъ — «поглощение», «проглатывание» (т.е. вдох — А.Г.) и «всплывание» (фу), потом «погружение» (чэнь) и ту — «испускание», «выплевывание» (т.е. выдох — А.Г.). «Поглощение» и «всплывание» — это «мягкость» (жоу). «Погружение и «испускание» — это «твердость» (ган).
- Если ты твердый, то я мягкий. Если ты мягкий, то я твердый. Это называется «твердость» и «мягкость» друг другу помогают. «Твердость» идет вперед силы противника, «мягкость» идет вслед за силой противника.
- «Поглощение» тунъ — это метод питания самого себя, а «испускание» ту — метод для нанесения удара противнику. «Всплывание» фу — это упорядочивание силы, взведение пружины, а «погружение» чэнь — это выброс силы, испускание ци. Таков механизм (цзи), благодаря которому «твердость» и «мягкость» помогают друг другу.
- Выходишь, когда противник не ждет, нападаешь, когда он не готов, и так одолеваешь противника и достигаешь победы.
В ряде направлений байхэцюань приемы руками (а ими наносится большинство ударов) соотносятся с «пятью стихиями» - деревом, землей, огнем, водой и металлом.
На основе «взаимоперехода» и «взаимоотрицания» этих «стихий», и строятся атака и нападение.
Например, движение, соответствующее огню, представляет собой восходящий удар по дуге снизу вверх, будто взметающийся язык огня, движение, соответствующее воде - удар сверху вниз, словно обрушивающиеся потоки водопада и т.д.
Этапы освоения стиля.
- На первом этапе последователь школы учится при виде соперника собираться с силами и противопоставлять ему свое техническое умение и физическую подготовку («видишь силу - породи силу»).
- Затем ученику объясняют способы мягкого ухода от ударов, «снятия» ударов с тела посредством некоторого проворота корпуса. Противник должен выбиться из сил, в тщетных попытках достичь ударом цели («видишь силу — измени силу»).
- Наконец, ученик постигает искусство использования силы противника, как бы заимствуя у него силу, обращает ее против него самого: победить противника, прилагая минимум усилий, «отказавшись от силы».
Так боевой, чисто «внешний» стиль (он даже генетически считается связанным с шаолиньцюань) постепенно переходит во «внутреннюю» форму, где «жесткое» физическое усилие отходит на задний план.
Основные принципы стратегии Юнчуньского кулака белого журавля таковы:
- «Прежде всего, займи выгодную позицию на местности, изучи «полноту» (ши) и «пустоту» (сюй).
- В учении проявляй рвение, смелостью превосходи других.
- Мудрость (чжи) и воинская хитрость (моу) друг друга дополняют; чтобы справиться с противником, используй механизм «изменения» (бянь).
- «Поглощение» тунъ и «испускание» ту, «всплывание» фу и «погружение» чэнь, «твердость» и «мягкость» помогают друг другу.
- Подними руку и захвати инициативу, перед и зад взаимно друг друга питают.
Таковы пять условий достижения победы.
- Допускай упущения в обучении.
- Ставь превыше всего доказательство, что ты сильнее других. Ищи возможность посостязаться в способностях.
- Не оцени выгоды позиции, не изучи «полноту» (ши) и «пустоту» (сюй).
- Имей мужество, но не знай воинских хитростей (моу), полагайся на свою волю (и) и пренебрегай упражнением (гун).
- Побольше хвастайся, а, встретившись с противником, покажи себя трусом.
Таковы пять оснований для поражения.
Гори желанием тренироваться и достичь успеха в упражнении, и стремления твои осуществятся в полной мере, сможешь овладеть всеми методами.
- Во-первых, имей мужество (дань).
- Во-вторых, имей мудрость (чжи).
- В-третьих, знай воинскую хитрость (моу).
- В-четвертых, имей смелость (юн).
- В-пятых, имей силу (ли).
- В-шестых, имей утонченность (цзин).
- В-седьмых, достигни зрелости (шу).
- В-восьмых, овладей позицией (ши).
- В-девятых, умей пользоваться глазами (янь).
- В-десятых, умей изменяться (бянь).
У того, кто обладает всем этим в полной мере, искусство истинно прекрасное».
В Кулаке белого журавля используется широкий спектр специальных методов тренировки (гунфа).
- «стояние столбом» (чжаньчжуан), а также тренировка медленных перемещений в различных стойках: динцзыма, бацзыма, будин буба ма, сыпинма и др.
- «упражнения с каменными замками» (ляньшисо) и «поднимание камней справедливости и отваги» (цзюи-юнши) — это специфические снаряды Юнчунь байхэ-цюань..
- «удержание кувшина в когтях» (чжуавэнцзы) и «удержание камней когтевым захватом пяти пальцев» (чжуаучжиши).
- Технику применения «когтей» тренируют с помощью «сдавливания связки бамбуковых палочек когтями» (чжуачжуба).
- Для укрепления и закалки пальцев и тренировки техники «когтей», а также для развития «когтевого усилия» (чжуацзинъ) практикуют «протыкание риса с песком» (чомишао).
- Для развития силы удара и укрепления связок и мышц в Кулаке белого журавля используется упражнение «удары по мешку с песком» (дашаобао).
Юнчуньский Кулак белого журавля включает такие комплексы, как:
— таолу без оружия:
- Цибу саньчжань — «Три битвы на семь шагов»,
- Шисань тай-бао — «Тринадцать великих хранителей»,
- Шисаньбуяо — «Встряски на тринадцать шагов»,
- Бафэньцунь фа — «Метод восьми десятых цуня»,
- Мэйнюй шучжуан — «Красавица причесывается»,
- Яцзы тунь шуй — «Утка плавает в воде»,
- Шици байцзя — «Семнадцать разбитых доспехов»,
- Саньшилю тяньган — «36 небесных божеств Большой медведицы»,
- Цишиэр диша — «72 злых земных духа»,
- Чуань синь чжун-цюань — «Срединный кулак, пронзающий сердце»,
- Байхэ чжань и — «Белый журавль расправляет крылья»,
- Танлан чжао жи — «Богомол в лучах солнца»,
- Чуньфэн сао ди — «Осенний ветер сметает опавшую листву с земли»,
- Лиши то се — «Силач снимает обувь»,
- Мэнху лин чжу — «Свирепый тигр тащит кабана»,
- Сымэнь доу ди — «Бой за базу в четырех воротах»,
- Сяо цяньцзы да — «Малый комплекс ударов по иероглифу «Цянь» («Тысяча»)»,
- Да цяньцзы да — «Большой комплекс ударов по иероглифу «Цянь» («Тысяча»)»,
- Шуан цяньцзы да — «Двойной комплекс ударов по иероглифу «Цянь» («Тысяча»)»,
- «Цяньцзы де чжун» — «Средняя черта в иероглифе «Цянь» («Тысяча»)»,
- Сяо бафэнь фа — «Малый метод восьми фэней»,
- Шибафэнь фа — «Метод восемнадцати фэней»,
- Байхэ сянь чжао — «Белый журавль показывает когти»;
— таолу с оружием:
- Фэйтянь поцзя — «Взлететь на небо и разбить доспехи» (комплекс с саблей даньдао),
- Саньчжань цзы-у гунь — «Три битвы с палкой противоположностей»,
- Саньбу бань — «Три с половинной шага» (комплекс с палкой-гунь),
- Саньцзяо чань-чу — «Трехногая лунная жаба» (комплекс с палкой-гунь),
- Сымэнь гуньфа — «Техника боя палкой-гунь в четырех воротах»,
- Шаньцай сянь бан — «Искусный музыкант показывает дубинку»,
- Чжанъэр чань-гунь — «Длинная палка в один чжан и два чи»,
- Цяопо ляньхуань ма — «Искусно разбивающие непрерывные кони» (комплекс с копьем с серповидным клинком гоулянь-цян,
- Даньдао фух*й — «Выходить навстречу с мечом даньдао» (комплекс с мечом цинлундадао — «большой меч черного дракона»,
- Тепа — «Пика с когтями»,
- Шуандао — «Парные ножи» (Хэчи шуан-дао — «Журавлиные крылья — парные ножи»),
- Шуанлун шань шуй — «Два дракона на горе и в воде»,
- Чуаньсинь поцзя — «Пронзить сердце — разбить доспехи» (комплекс с алебардой пудао);
— парные таолу:
- Учжигун — «Препирательство пяти конечностей»,
- Куншоу до гунь — «Голыми руками отнять палку»,
- Гунь дуй шуандао — «Палка против парных ножей шуандао»,
- Гунь дуй тепа — «Палка против пики с когтями тепа» (Нюцзяоча — «Вилка из бычьих рогов»),
- Гунь дуйлянь — «Тренировка в фехтовании палками в паре».
По материалам (с разрешения автора):
А. Горбылёв: «ХИДЭН», выпуск 3.